Jan 29, 2014 13:40
Боевые безвозвратные потери советских и немецких истребителей на советско-германском фронте в 1941-1945гг.
Боевые потери истребителей
год
Всего за войну
1941
1942
1943
1944
1945
советских
5100
4400
5600
4100
1500
20700
немецких (расчетные данные)
780
780
650
750
320
3280
соотношение
6,54:1
5,64:1
8,62:1
5,47:1
4,69:1
6,31:1
Если исключить потери обеими сторонами от действий союзников, например потери советских истребителей от действий вооруженных сил Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии и пр., а немецких от действий союзников СССР ( авиаполк «Нормандия», Польша, Чехословакия, Румыния в конце войны) соотношение потерь советских и немецких истребителей выглядит приблизительно 19600 : 3240 , т.е. примерно 6:1.
Вот несколько примеров боевого учета потерь сторон. После пяти воздушных боев, прошедших 24-29 октября 1941 г. Над Юго-Западным Подмосковьем, летчикам 16-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса ПВО был засчитан 31 сбитый самолет противника. Из немецких же документов явствует, что в указанные дни в этом районе потеряно лишь 5 машин. Следовательно, советская сторона преувеличила достижения своих летчиков как минимум в 6,2-7,8 раза.
12 августа 1942г. 25 самолетов 8-й воздушной армии Юго-Восточного фронта - 8 Ил-2 из 686-го штурмового авиаполка 206-й штурмовой авиадивизии и 17 истребителей Як-1 и ЛаГГ-3 из 235-й и 269-й истребительных авиадивизий - были атакованы над донскими аэродромами Ольховское и Подольховское Ме-109 из 3-й истребительной эскадры «Удет» и 1-й группы 53 истребительной эскадры «Пик Ас». По немецким данным, в этом бою было сбито 33 советских самолета, а по советским - лишь 15 (все штурмовики и 7 истребителей). В свою очередь, советским летчикам было записано 3 сбитых Ме-109, а штурмовикам -2, тогда как по данным немцев, был сбит только один Ме-109 из «Удета». Таким образом, немецкая сторона завысила число побед своих летчиков-истребителей в этом бою в 2,2 раза, а советская - в 3.
30 мая 1943г. В районе Ладжского озера развернулись бои истребителей Ла-5 из 32-го ГИАП с бомбардировщиками Не-111 и прикрывавшими их Ме 109 54-й истребительной эскадры «Грюнхерц». Немецким летчикам-истребителям было засчитано 13 сбитых советских самолетов, а советским -18. Проверка же по документам противоположной стороны показывает, что в действительности стороны потеряли по три самолета (три Ла-5 , два Не-111 и один Ме-109Г). Реальные результаты немецких пилотов завышены в 4,3 раза, а советских - в 6 раз.
30 июня 1941 года на боевые счета пилотов 51 истребительной и III группы 53 истребительной эскадры люфтваффе было занесено 114 воздушных побед. Согласно же советской сводке потерь в тот день было сбито лишь 82 советских самолета. При этом на 5-8 из них претендовали немецкие зенитчики. Таким образом, реальное завышение побед по этому дню составляет 1,4- 1,5 раза. По общим итогам исследования соотношение заявленных немецкими пилотами истребителями побед и реально потерянных самолетов Красной Армии выглядит как 2,75:1
Итак, официальное число побед немецких летчиков-истребителей завышено в меньшей степени, чем официальное число побед пилотов советской истребительной авиации. А поскольку эти последние даже по официальным данным одержали в ходе ВОВ меньше побед, чем немецкие (39500 против 45000) можно сделать вывод: советские истребители на советско -германском фронте сбили гораздо меньше самолетов противника, чем немецкие. Используя определенные приближения количество сбитых немецких самолетов истребителями Красной Армии равно 7500. Количество же самолетов сбитых немецкими летчиками равняется 18750, т.е. в 2,5 раза больше ( выведенная цифра сбитых немцами самолетов сдвинута в сторону уменьшения, ближе к действительности можно считать что немецкие истребители сбили на советско -германском фронте от 19000 до 22000 советских самолетов).
В итоге немецкие истребители сбили на советско-германском фронте значительно больше самолетов противника, чем советские. При этом немецких истребителей там постоянно действовало значительно меньше , чем советских, временами - на порядок меньше!
Даже в конце войны, в ходе Петсамо-Кирнесской операции, с 7 октября по 1 ноября 1944 года, 468 истребителей 7-й воздушной армии и ВВС Северного флота («Аэрокобры», «Киттихауки», Як-1,Як-7б, Як-9, Ла-5 и ЛаГГ-3) сумели сбить (или уничтожить) 25 немецких самолетов, а 66 истребителей III и IV групп 5-й истребительной эскадры люфтваффе (Ме-109Г)- сбили 66 советских машин ( цифры потерь установлены по документам понесшей их стороны). Т.е. немецкие истребители, которых было в 7 раз меньше, чем советских, сумели сбить в 2,64 раза больше самолетов, чем советские.
Подводя итог можно констатировать, советские истребители, числом значительно превосходя немецкие, сбили на советско-германском фронте примерно в 2,5-3 раза меньше самолетов, чем немецкие, а потерь понесли в 6,3 раза больше. При этом действия немецкой бомбардировочной авиации они сумели парализовать только в 1944 году (да и то лишь благодаря ставшему подавляющим количественному перевесу), а действия немецкой штурмовой авиации только в 1944 году смогли лишь затруднить. Немецкие же истребители, численно значительно уступая советским, сбили примерно в 2.5-3 раза больше самолетов, чем советские, а потерь понесли в 6,3 раза меньше. При этом они вплоть до 1944 года оказывались в состоянии обеспечить эффективную работу своей ударной авиации. Все эти обстоятельства в сумме позволяют заключить, что действия немецкой истребительной авиации на советско-германском фронте оказались более эффективными, чем действия советской.
Люфтваффе,
Документы