Журнал "Вилле унд Махт"

Mar 08, 2012 20:09

Впечатляющий пример долговременного свободомыслия в Третьем Рейхе являл журнал Гитлерюгенда «Вилле унд Махт», бессменно возглавлявшийся молодым интеллектуалом Гюнтером Кауфманом (р.1913), членом партии с 1933г. Имперский руководитель молодежи Бальдур фон Ширах назначил его редактором журнала в 1934 году. Под руководством Кауфмана журнал воплотил дарованное фюрером и провозглашенное Ширахом «право юности на критику». Эта формула дала возможность «свободомыслящим» в широких пределах варьировать идеи национал-социализма, руководствуясь лишь политическим тактом. В короткое время вокруг «Вилле унд Махт» сгруппировалась талантливая молодежь, мастерски подававшая острые материалы. Многие сотрудники журнала стояли в стороне от партийно-политической жизни и поэтому не могли найти работу в других органах печати. Кауфман применил впечатляющие лозунги для нового стиля работы. Он провозгласил целью воспитание «художественно развитых людей с солдатской твердостью,…во времена, когда искажаются идеалы революции людьми, не понимающими современных задач». «В этой молодежи должен быть воплощен синтез Потсдама и Веймара», - писал Кауфман, открыв острую тему освещения периода германской истории, отвергавшегося национал-социализмом.
Особый резонанс вызывали номера журнала, посвященные событиям и лицам, с трудом вмещавшимся в идеологические каноны партии. С 1935 по 44г. «Вилле унд Махт» вопреки рекомендациям Розенберга и Геббельса отмечал юбилеи философа Л. Клагеса, композитора Р. Штрауса, драматурга Г. Гауптмана, историка искусств профессора Пиндера… Во время войны Кауфман отказался по требованию Геббельса выпустить специальный антисемитский номер журнала. В этом вопросе определенную солидарность с ним проявлял фон Ширах.

Некоторые выпуски журнала служили «взаимопониманию народов». В них  империалистические намерения отвергались в пользу «совместных действий» в Европе. Журнал неоднократно вторгался в сферу МИДа. Фон Ширах, ставший  в конце 1936г. издателем «Вилле унд Махт», получил напрямую статьи премьер-министров Англии (Чемберлена) и Франции (Шотана), в которых основное внимание уделялось отношениям этих стран с Германией. До войны высказывания лидеров иностранных государств чаще можно было прочесть в молодежном журнале, чем в партийных газетах. «Гитлерюгенд» через «Вилле унд Махт» объявил 1938г. «годом понимания». Дело не ограничилось печатной пропагандой. Делегация молодежи во главе с Ширахом нанесла визиты в Турцию, Грецию, Румынию, Югославию, Ирак, Персию и Сирию для организации молодежного движения в этих странах.

Статья «Гитлерюгенд и церковь - можно ли перешагнуть пропасть?» вызвала недовольство Гитлера, однако это не помешало Г.Кауфману, проявлявшему самостоятельность в оценке различных сторон немецкой жизни, получить очередные повышения в молодежной структуре и в ведомстве прессы. Он упорно критиковал официальную политику в области кино, находившегося под контролем Геббельса, и часто получал от него строгие выговоры. Министр пропаганды терпел эту строптивость из-за мастерства, с которым Кауфман преподносил острые темы, создавая впечатление больших неиспользованных возможностей, заложенных в национал-социалистическом строе жизни. В 1937г. он стал также редактором официального органа Имперского руководства молодежи «Дас юнге Дойчланд». В немецких издательствах вышло много книг Кауфмана о воспитании молодежи в Рейхе.

В 1940г. Гюнтер Кауфман последовал за Ширахом в Вену, как его пресс-референт. Теперь он писал о «революционной» культурной политике шефа. Таким образом, этот термин, политически скомпрометированный Г. Штрассером и Ремом, сохранил свой смысл в более тонкой сфере культуры. Здесь фон Ширах предоставил возможность широкого самовыражения в рамках партийной доктрины, отличавшейся достаточной гибкостью в культурной области. К тому же Гитлер, внимательно наблюдавший за всеми явлениями в культуре, сохранил этот канал творческих поисков в знак неизменного уважения к гауляйтеру Вены с его исключительными организаторскими способностями и чутьем на одаренную молодежь. Все же временами возникали скандальные ситуации. Так, фюрер запретил открытую под покровительством Шираха выставку «Юное искусство в Вене», включившую «дегенеративные» полотна экспрессионистов.

В середине войны «Вилле унд Махт» и лично Кауфман опубликовали самые смелые материалы, вызвав, наконец, серьезные санкции. В октябре 1942г. в журнале появилась статья о гибельной политике Наполеона в России - «войне без сильной идеи и лозунгов, воодушевляющих идеалами подчиненные и принужденные к военной службе народы». Ранее военные репортажи Кауфмана показывали опустошительные последствия восточной политики Германии. В апреле 1943г. «Вилле унд Махт» - единственный орган в Рейхе - в специальном выпуске писал о «вечной России» и о воззвании генерала Власова к солдатам Красной Армии, запрещенном к публикации всем немецким газетам. В этом номере писатель русско-немецкого происхождения Эдвин Двингер утверждал: «Примитивное выпячивание господина всегда ошибочно». Командование сухопутных сил Германии перепечатало его статью «Русский человек - путь к преодолению большевизма» в своей газете «Информация для личного состава».
Бескомпромиссная идеологическая борьба велась по другой линии. В конце 1933г. по настоянию Гитлера был прерван вскоре после начала конгресс «левых интеллектуалов» и деятелей искусств из-за атеистических высказываний. В 1934г. уволили несколько сот евреев - преподавателей вузов, две тысячи музыкантов и работников театра. Большая часть профессоров научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений /960/ продолжали работать в Германии. Идеологический надзор за их деятельностью вели такие солидные фигуры как министр науки, образования и культуры Б.Руст и руководитель национального союза преподавателей вузов, президент Германской медицинской академии, доктор медицины В. Шультце. «Особый интеллектуальный радикализм Германии придавал немецкому духу величие и характерный блеск», - писал Й.Фест об этом периоде.

Национал-социализм, Молодежь в Рейхе

Previous post Next post
Up