Немецкие беженцы. Об отношении местного населения к пришлым

Aug 06, 2008 10:51

В журнале ГЕО за ноябрь 2004 года были  и описания отношения местного населения (коренных немцев) к пришлым немцам. Переводить было лень, нашел на русском языке подобную информацию. Взято из
Зубкова Е. Ю.- Общество, вышедшее из войны: русские и немцы в 1945 году (вроде битая ссылка:-/)
http://ihtik.lib.ru/history_21sept2007/history_21sept2007_767.rar(рабочая ссылка)

"....................
Текущие  проблемы  послевоенного  бытия,  главным  образом  продовольственная  и
жилищная,  серьезно  обострилась  из-за  усилившейся  в  последние  месяцы  ведения
военных  действий  и  после  их  окончания  миграции  населения.  В  Советском  Союзе
потоки мигрантов распределялись в это время по следующим основным направлениям:
из деревни в город, с востока на запад (реэвакуация), с запада на восток (репатриация).
В Германии: из городов в сельскую местность, с востока на запад (изгнание немцев с
территории,  отошедшей  к Польше) и из  советской  зоны оккупации  в  западные  зоны.
Разнонаправленность  обмена  населением  между  городом  и  сельской  местностью  в
Советском Союзе и Германии объясняется главным образом последствиями войны, по-
разному  затронувшей  город  и  село  в  обеих  странах. В Советском Союзе  в  областях,
подвергшихся  во  время  войны  оккупации,  пострадали  и  город,  и  деревня. Однако  в
городах  в  отличие  от  сельской  местности  благодаря  существовавшей  системе
нормированного  снабжения  прожить  было  относительно  легче,  и  это  стимулировало
приток  сельских  мигрантов.  Война  в  известном  смысле  подтолкнула  процесс
урбанизации,  но  развитие  его  шло  не  естественным  путем (например,  в  результате
переизбытка  рабочих  рук  в  деревне),  а  имело  вынужденный  характер,  поскольку
условия  жизни  в  деревне,  особенно  российской,  в  послевоенные  годы  были  гораздо
более тяжелыми, чем в пострадавших от войны городах.

На  территории  Германии  военные  действия  в  основном  не  носили  такого
разрушительного  характера,  как  в  Советском  Союзе (за  исключением  Восточной
Пруссии), от бомбардировок страдали главным образом крупные города, малые города
и особенно сельские поселения оказались в сравнительно благополучном положении (в
зависимости  от  региона).  Поэтому  в  самом  конце  войны  и  первые  послевоенные
месяцы  поток  беженцев  устремился  в  сельскую  местность.  Одна  только  Бавария
приняла  тогда  около 2  млн.  мигрантов 8
.  Вновь  прибывших  местное  население
встречало  по-разному.  Согласно  исследованиям  немецких  ученых,  в  Германии  к
«пришлым»  лучше  относились  в  тех  местах,  жители  которых  сами  пострадали  от
войны: общие лишения сближали людей. И напротив, в относительно благополучных
областях  отношение  к  мигрантам  было  настороженным,  а  иногда  и  откровенно
враждебным, их воспринимали как лишнюю обузу [9]
.
Округ Целле (Нижняя Саксония) до апреля 1945 г., т. е. до наступления союзников,
вообще оставался как бы вне войны. С апреля туда устремился поток беженцев и уже к
августу  население  округа  выросло  по  сравнению  с  довоенным  уровнем  на 70%  [10]
.
Местная администрация в своем отчете сообщала: «Настроение населения удрученное,
но  не  из-за  действий  оккупационных  властей -  озабоченность  вызывает  проблема
беженцев.  Необходимость  их  обустройства  в  условиях  приближающейся  зимы,
обеспечения  одеждой,  поскольку  многие  имеют  только  летнюю  одежду,  вызывает
обеспокоенность  местного  населения»  [11]
.  В  последующих  отчетах  речь  шла  о
возрастающем  недовольстве  и  взаимной  конфронтации «местных»  и «пришлых»,  об
отсутствии «доброй  воли»  с  обеих  сторон [12]
.  Местные  крестьяне  упрекали  вновь
прибывших  в  том,  что  те  едят  чужой  хлеб,  что  они не  стремятся  хорошо  работать,  а
хотят  все  получать  даром [13]
.  Интеллигенция  опасалась,  что  внедрение «чужого
элемента»  грозит  взорвать  традиционную  культуру  сельского  мира [14]
.  Отношение
беженцев  к  местным  жителям  было  соответственным. «Я  ужасно  разочарован  в
саксонских крестьянах,- говорил один немец из Силезии.- Мы у себя дома привыкли
к  сердечному  гостеприимству.  Мы -  пограничные  жители,  и  у  нас  немец  немца
встречает  всегда  с особой радостью. Но  здесь мы не  встретили никакого  сочувствия.
Если бы я три года не провел в России и не увидел там коммунизма, сейчас я точно был
бы коммунистом» [15]
.
Противоречия  между «местными»  и «пришлыми»  сглаживались  постепенно,  в
течение  нескольких  лет.  Со  временем  местные  крестьяне  перестали  относиться  к
присутствию  беженцев  как  к  явлению  временному  и  преходящему  и  стали
воспринимать  их  как  часть  своего  сообщества. Но  это  было  уже  другое  сообщество:
более  терпимое  к  чужой  культуре  и  иному  образу  жизни,  менее  замкнутое.
Послевоенная  жизнь  существенно  повлияла  на  традиционный  сельский  мир.
Впоследствии этот процесс получил название «революция в деревне» [16]
. .................................
8
  Еrkеr P. Revolution des Dorfes? Ländliche Bevölkerung zwischen Flüchtlingszustrom und
landwirtschaftlichem Strukturwandel//Von Stalingrad zur Währungsreform. Zur Sozialgeschichte des
Umbruchs in Deutschland. München, 1989, S. 368.
9
 Schulze R. «Die Flüchtlinge liegen uns alle schwer im Magen». Zum Verhältnis von Einheimischen und
Flüchtlingen im ländlichen Raum//Geschichtswerkstatt.  Heft  13.  1987.   S. 37.
10
 Ibid.
11
 Ibid.
12
 Ibid.
13
 Ibid. S. 38.
14
 Ibid. S. 39.
15
 Ibid. S. 40.
16
 Erker   P. Op. cit. S. 368.

"

Об авторе:
Зубкова Елена Юрьевна

Доктор исторических наук (2000), директор-организатор Учебно-научного центра современной истории Историко-архивного института РГГУ.

Специалист по истории России ХХ века. Тематика исследований - общественное мнение в послевоенной России (1945-1953 гг.).

В РГГУ с 1998 г.

Немецкие беженцы. Об отношении местного

Previous post Next post
Up