В журнале ГЕО за ноябрь 2004 года были и
описания отношения местного населения (коренных немцев) к пришлым немцам. Переводить было лень, нашел на русском языке подобную информацию. Взято из
Зубкова Е. Ю.- Общество, вышедшее из войны: русские и немцы в 1945 году (вроде битая ссылка:-/)
http://ihtik.lib.ru/history_21sept2007/history_21sept2007_767.rar(рабочая ссылка) "....................
Текущие проблемы послевоенного бытия, главным образом продовольственная и
жилищная, серьезно обострилась из-за усилившейся в последние месяцы ведения
военных действий и после их окончания миграции населения. В Советском Союзе
потоки мигрантов распределялись в это время по следующим основным направлениям:
из деревни в город, с востока на запад (реэвакуация), с запада на восток (репатриация).
В Германии: из городов в сельскую местность, с востока на запад (изгнание немцев с
территории, отошедшей к Польше) и из советской зоны оккупации в западные зоны.
Разнонаправленность обмена населением между городом и сельской местностью в
Советском Союзе и Германии объясняется главным образом последствиями войны, по-
разному затронувшей город и село в обеих странах. В Советском Союзе в областях,
подвергшихся во время войны оккупации, пострадали и город, и деревня. Однако в
городах в отличие от сельской местности благодаря существовавшей системе
нормированного снабжения прожить было относительно легче, и это стимулировало
приток сельских мигрантов. Война в известном смысле подтолкнула процесс
урбанизации, но развитие его шло не естественным путем (например, в результате
переизбытка рабочих рук в деревне), а имело вынужденный характер, поскольку
условия жизни в деревне, особенно российской, в послевоенные годы были гораздо
более тяжелыми, чем в пострадавших от войны городах.
На территории Германии военные действия в основном не носили такого
разрушительного характера, как в Советском Союзе (за исключением Восточной
Пруссии), от бомбардировок страдали главным образом крупные города, малые города
и особенно сельские поселения оказались в сравнительно благополучном положении (в
зависимости от региона). Поэтому в самом конце войны и первые послевоенные
месяцы поток беженцев устремился в сельскую местность. Одна только Бавария
приняла тогда около 2 млн. мигрантов 8
. Вновь прибывших местное население
встречало по-разному. Согласно исследованиям немецких ученых, в Германии к
«пришлым» лучше относились в тех местах, жители которых сами пострадали от
войны: общие лишения сближали людей. И напротив, в относительно благополучных
областях отношение к мигрантам было настороженным, а иногда и откровенно
враждебным, их воспринимали как лишнюю обузу [9]
.
Округ Целле (Нижняя Саксония) до апреля 1945 г., т. е. до наступления союзников,
вообще оставался как бы вне войны. С апреля туда устремился поток беженцев и уже к
августу население округа выросло по сравнению с довоенным уровнем на 70% [10]
.
Местная администрация в своем отчете сообщала: «Настроение населения удрученное,
но не из-за действий оккупационных властей - озабоченность вызывает проблема
беженцев. Необходимость их обустройства в условиях приближающейся зимы,
обеспечения одеждой, поскольку многие имеют только летнюю одежду, вызывает
обеспокоенность местного населения» [11]
. В последующих отчетах речь шла о
возрастающем недовольстве и взаимной конфронтации «местных» и «пришлых», об
отсутствии «доброй воли» с обеих сторон [12]
. Местные крестьяне упрекали вновь
прибывших в том, что те едят чужой хлеб, что они не стремятся хорошо работать, а
хотят все получать даром [13]
. Интеллигенция опасалась, что внедрение «чужого
элемента» грозит взорвать традиционную культуру сельского мира [14]
. Отношение
беженцев к местным жителям было соответственным. «Я ужасно разочарован в
саксонских крестьянах,- говорил один немец из Силезии.- Мы у себя дома привыкли
к сердечному гостеприимству. Мы - пограничные жители, и у нас немец немца
встречает всегда с особой радостью. Но здесь мы не встретили никакого сочувствия.
Если бы я три года не провел в России и не увидел там коммунизма, сейчас я точно был
бы коммунистом» [15]
.
Противоречия между «местными» и «пришлыми» сглаживались постепенно, в
течение нескольких лет. Со временем местные крестьяне перестали относиться к
присутствию беженцев как к явлению временному и преходящему и стали
воспринимать их как часть своего сообщества. Но это было уже другое сообщество:
более терпимое к чужой культуре и иному образу жизни, менее замкнутое.
Послевоенная жизнь существенно повлияла на традиционный сельский мир.
Впоследствии этот процесс получил название «революция в деревне» [16]
. .................................
8
Еrkеr P. Revolution des Dorfes? Ländliche Bevölkerung zwischen Flüchtlingszustrom und
landwirtschaftlichem Strukturwandel//Von Stalingrad zur Währungsreform. Zur Sozialgeschichte des
Umbruchs in Deutschland. München, 1989, S. 368.
9
Schulze R. «Die Flüchtlinge liegen uns alle schwer im Magen». Zum Verhältnis von Einheimischen und
Flüchtlingen im ländlichen Raum//Geschichtswerkstatt. Heft 13. 1987. S. 37.
10
Ibid.
11
Ibid.
12
Ibid.
13
Ibid. S. 38.
14
Ibid. S. 39.
15
Ibid. S. 40.
16
Erker P. Op. cit. S. 368.
"
Об авторе:
Зубкова Елена Юрьевна Доктор исторических наук (2000), директор-организатор Учебно-научного центра современной истории Историко-архивного института РГГУ.
Специалист по истории России ХХ века. Тематика исследований - общественное мнение в послевоенной России (1945-1953 гг.).
В РГГУ с 1998 г.