О "готическом" шрифте "фрактура" Бормановском "Schrifterlass"е и FineReader XIX

Dec 07, 2008 15:12

Все началось с того, что sprachfuehrer  заметил множество ошибок в 15м томе Тессина, распознанные тома которого я выкладывал. Одна из причин - наличие, как я ранее неверно называл -"готического" шрифта. Название не точное - поскольку есть точное название "Fraktur " Оказывается и правила написания - отличны от "готического". И существовал он не так уж и мало - согласно "клуба-фанатов-" Bundes für deutsche Schrift und Sprache (сообщества за немецкую письменность и язык) уже с 1517 года !! Во время наци еще с 1934 Гитлер не одобрительно отзывался о шрифте, затем было письмо Борманна в начале 1941 года для внутреннего пользования об использовании антиквы а не фрактур. Дескать фрактура -это изобретение евреев. Тогда и волькишер Беобахтер перестал во фрактуре выходить. Как пишет один из "блогеров" - довелось ему однако книги видать "Deutsche Gedichte", ausgewählt von Katharina Kippenberg, im Insel-Verlag zu Leipzig 1943 изданной фрактурой.  После 1945 даже Новый Завет для конформации изданный в Штатах фрактурой издан.
Интересно и другое - при оцифровке текстов, где была использована "фрактур" а именно в собрании листовок брошур-листовок архива социальной демократии Die Sammlung Flugblätter und Flugschriften des Archivs der sozialen Demokratie (AdsD) есть определенное число во фрактуре написанных ( в том числе и во время нацистов ) , возникла проблема в 1998 году: чем распознать? И тогда они (AdsD) приняли участие в "европейском" проекте METAe , где не только автоматически лейаут ист.документов распознавался но и OCR-софтина разработана была (подорбнее на странице проектa  METAe ) . Глянул я на сноску 22, где вели речь про дальнейшую инфо...Баааа. Старый знакомый;-)) http://www.ABBYY.com. "Не прошло и несколько лет.." и ABBYY выпускает модуль FineReader XIX в году 2005м Цена интересная на него - в зависимости от объема распознаваемых страниц колеблется. (Эта специальная версия системы оптического распознавания поддерживает множество различных шрифтов и первоначально разрабатывалась для одного из проектов Еврокомиссии.) И пока я добрых самаритян не нашел, делящихся на дружеской основе безвозмездно т.е. даром т.е по пиратски им;-]
Конечно, можно заняться "обучением" в обычном файнридере - такое я уже лет 14 назад уж "проходил":-// Но тогда надо было распознавать церковно-славянский и старославянский...Мароороккккаааааааа:-(((
Ниже под катом письмо Бормана а также - русский перевод фрагментa вот этой ссылки , (хотя на мой взгляд перевод документа искажен:-/ Нет на факсимилье ни даты ни подписи Борманна. Хотя это в данном случае не значит, что письма не было: в тех же дневниках Гебельса упоминается желание перехода, да и по факту если смотреть издания волькишер Беобахтера можо разницу сразу же заметить ),  а также еще несколько ссылок на немецком.


Der Schrifterlass: Im Bundesarchiv Koblenz im Bestand NS 6/334
информация про шифр документа из  NS 6 (Partei-Kanzlei der NSDAP)  взята из истории фрактуры см сноску 14
 14  Das Original befindet sich heute im Bundesarchiv Koblenz unter der Signatur NS 6/334


http://www.joern.de/tipsn98.htm
http://www.e-welt.net/bfds_2003/veroeff/archiv/DS-Verbot.htm

К истории немецкого шрифта
Публикатор: А. Ленский | Опубликовано 05/29/2007 | Nr.71 Mai 2007 |
А. Ленский
...

Те, кто живет в Германии, наверняка заметили, что некоторые вывески написаны причудливым шрифтом, отличающимся от хорошо знакомого латинского шрифта, каким написано большинство современных немецких текстов. Таким же необычным шрифтом написано и заглавие крупнейшей германской газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung» и многих других газет. А не так давно, еще лет семьдесят назад это был шрифт большинства текстов на немецком языке.

Этот шрифт называется «немецким письмом», «готическим шрифтом» или «фрактурой».

Шрифт, на котором пишутся немецкие книги сегодня, называется «антиква» или просто «латинский шрифт».

Противостояние между «немецким письмом» и шрифтом «антиква» оставило немалый след в истории немецкого языка и Германии в целом. «Немецкое письмо» относится к так называемым «ломаным шрифтам», при котором начертание дуг, из которых состоит графическое изображения букв, прерываются в разных местах, и там, где при письме меняется направление пера, появляются излом. Противоположностью ломаным шрифтам являются «круглые шрифты», в которых при написании букв пишущий инструмент совершает округлые, изогнутые, дугообразные движения.

Другое название «немецкого письма» -- «готический шрифт» -- связано с готическим стилем в искусстве, возникшем в середине 12-го века. Основным нововведением этого стиля в архитектуре является «стрельчатая арка», пришедшая на смену «круглой арке» романского стиля. Соответственно и появившиеся в то время шрифты, которые отличались изломами дуг, стали называться готическими.

Противостоящий «готике» круглый шрифт «антиква» появился в Италии в 15-м веке. Его появление связано с эпохой гуманизма и возросшим интересом к античности. При написании текстов итальянцы стали подражать начертанию букв в сохранившихся античных рукописях. Отсюда и название шрифта.

Первоначально и готические шрифты и «антиква» были рукописными шрифтами. С появлением книгопечатания возникли соответствующие печатные шрифты. Первые печатные книги в типографии Гутенберга были набраны одним из готических шрифтов - текстурой. Спустя короткое время в Италии появились печатные шрифты «антиква».

В странах Южной Европы «антиква» относительно быстро вытеснила «ломаные шрифты». В странах Северной и Центральной Европы эти виды шрифта сосуществовали более длительное время. В большинстве стран «готические шрифты» исчезли к концу 18-го столетия, только в странах немецкого языка они сохранились до середины 20-го века.

Вначале применение того или иного шрифта не было идеологически обусловлено. Тексты на немецком языке с 16-го века печатались чаще всего одним из готических шрифтов - «фрактурой», тексты на латинском языке - «антиквой». На латинском языке издавались, наряду с античной классикой, также многочисленные научные труды.

Ситуация изменилась к началу 19-го века. Это был период подъема немецкого национального чувства, сопровождавшийся попытками определить, что «немецкое», а что нет, что характеризует «национальный дух» и культуру немцев, а что им чуждо.

Мыслители того времени стали рассматривать шрифт «антиква» как ненемецкий, как воплощение таких чуждых немецкому духу свойств как легкость, несерьезность, поверхностность. В то же время более темный и жирный шрифт «фрактура» воплощает в себе такие «исконно немецкие качества, как основательность, серьезность, глубина».

Мать Гете писала своему сыну, чтобы он оставался немцем «и в буквах тоже».

Тем не менее, в 19-м веке и в начале 20-го века все больше людей в Германии пользовались «антиквой», которую они считали более простым и удобным шрифтом.

В начале 20-го века образовалось «общество сторонников старого шрифта» (Verein fuer Altschriftе), выступавшее за широкое распространение «антиквы». Название парадоксальное. Здесь понятия «старого» и «нового» как бы поменялись местами. Слово «антиква» в переводе с латинского означает старинный, древний. На самом же деле это общество выступало за модернизацию и упрощение шрифта.

В начале 20-го века шрифтом официальных документов оставалась «фрактура». В школах также обучали письму так называемым «немецким куррентшрифтом» -- тоже одним из готических шрифтов.

В 1911 году Общество сторонников «антиквы» добилось рассмотрения в рейхстаге вопроса о замене фрактуры на латинский шрифт в официальном делопроизводстве и отмены обучения «немецкому куррентшрифту» в школах. В результате эмоциональных дебатов законопроект был отклонен 75 процентами голосов. Несмотря на это, «антиква» получала все большее распространение.

Драматические события вокруг вопроса о шрифте развернулись в эпоху нацизма. Вначале нацисты объявили, что только «ломаные шрифты» являются «истинно немецкими» и их использование всячески поощрялось. Ситуация резко изменилась в 1941-м году. 3 января 1941-го появился не предназначенный к публикации в открытой печати циркуляр Мартина Бормана, который неожиданно обвинил готический шрифт в еврейском происхождении и на этом основании запретил его. Интересно, что напечатан циркуляр был на бланке с надписями готическим шрифтом.

Циркуляр

(Не для обнародования)

Для всеобщей информации по поручению фюрера сообщаю:

Рассматривать так называемый «готический шрифт» как «немецкий шрифт» и употреблять по отношению к нему название «немецкое письмо» -- неправильно. В действительности так называемый «готический шрифт» состоит из швабахских еврейских литер. Так же, как в более поздние времена евреи захватили газеты, так в период становления книгопечатания они взяли в свои руки типографии, результатом чего стало широкое распространение в Германии швабахских еврейских литер.

Сегодня фюрер после обсуждения вопроса с рейхсляйтером господином Аманном и владельцем типографии господином Адольфом Мюллером принял решение, что «антиква» -- шрифт отныне должен именоваться «нормальным шрифтом». Постепенно вся печатная продукция должна быть переведена на «нормальный шрифт». Насколько это позволяет ситуация со школьными учебниками, в сельских и народных школах при обучении должен использоваться только «нормальный шрифт».

Использование швабахских еврейских литер в учреждениях запрещается, при составлении служебных удостоверений, изготовлении дорожных знаков и т. д. должен использоваться только «нормальный шрифт». По поручению фюрера господин рейсхсляйтер Аманн должен перевести на «нормальный шрифт» в первую очередь те газеты и журналы, которые распространяются за границей или распространение которых за границей желательно.
Подписано М. Борман

Адресаты:

Рейхсляйтеры,

Гауляйтеры,

Фербэндефюреры

Разумеется, приведенное обоснование запрета совершенно абсурдно и ни в коей мере не соответствует историческим фактам. Реальной причиной поворота в вопросе о шрифте, по-видимому было то обстоятельство, что жители оккупированных территорией и ввезенные в Германию иностранные рабочие не могли прочесть надписи и документы на «фрактуре», даже те из них, кто знал немецкий язык. Впрочем, многие исследователи полагают, что Гитлер с самого начала имел предубеждение против «готического шрифта», но в течение долгого времени не проявлял его столь явно.

От нанесенного удара «фрактура» уже не оправилась. После войны союзные оккупационные власти не допускали применения «готического шрифта», поскольку им было трудно его читать. После 1954-года в некоторых землях было вновь введено обучение готическому шрифту дополнительно к латинскому. Однако конкурировать с латинским шрифтом «немецкое письмо» более не могло.

В наше время лишь немногие немцы могут свободно пользоваться «готическим шрифтом». В школах он более не изучается. Поэтому доступ нынешних поколений немцев к текстам прошлых времен затруднен. Современным немцам трудно читать письма и дневники своих бабушек и дедушек. Книги на «фрактуре» читают, главным образом, из научного интереса. Антикварные издания художественной литературы на немецком языке пользуются довольно ограниченным спросом.

В настоящее время «фрактура» используется на различных вывесках, чаще всего на вывесках ресторанов и гостиниц, при рекламе пива и в иных рекламных материалах. «Немецкое письмо» в рекламе создает впечатление, что рекламируемый объект имеет долгую историю или связан с традиционным для Германии образом жизни. Если «готическим шрифтом» написано название фирмы, это должно свидетельствовать о солидности фирмы и наличии длительных традиций.

В Германии действует Союз сторонников «немецкого письма» и немецкого языка (Bund fuer deutsche Schrift und Sprache, BfdS) и фонд «Немецкое письмо» (Stiftung Deutsche Schrift), которые рассматривают «готический шрифт» как культурное достояние Германии и всей Европы, всячески его пропагандирует, способствуют сохранению текстов, написанных этим шрифтом.

schrifterlass bormann, fraktur, finereader xix

Previous post Next post
Up