немного много текста

May 16, 2015 22:00

из воспоминаний Ольги Берггольц, к слову, напечатанных недавно, всего лишь в 2010 году
не в доказательство правоты Николая Никулина (http://www.belousenko.com/books/nikulin/nikulin_vojna.htm), но и не в поддержку коллективного сочинения на свободную тему "А Никулин, оказывается, был..." А.Пекарша, Г.Пернавского и А.Драбкина (http://warspot.ru/3143-voyna-nikolaya-nikulina-pravda-i-lozh-memuarov)
мемуары нельзя оценивать и рецензировать, их нужно просто либо принять как одну из правд либо не принять и оставить эту тему.

"24/IX-41

День прошел сегодня бесплодно, но так как времени нет, то все равно. Зашла к Ахматовой, она живет у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в темном-темном уголке прихожей, вонючем таком, совершенно достоевщицком, на досках, находящих друг на друга, - матрасишко, на краю - закутанная в платки, с ввалившимися глазами - Анна Ахматова, муза Плача, гордость русской поэзии - неповторимый, большой сияющий Поэт. Она почти голодает, больная, испуганная. А товарищ Шумилов сидит в Смольном в бронированном удобном бомбоубежище и занимается тем, что даже сейчас, в трагический такой момент, не дает людям вымолвить живого, нужного, как хлеб, слова...
А я должна писать для Европы о том, как героически обороняется Ленинград, мировой центр культуры. Я не могу этого очерка писать, у меня физически опускаются руки.
Она сидит в кромешной тьме, даже читать не может, сидит, как в камере смертников. Плакала о Тане Гуревич (Таню все сегодня вспоминают и жалеют) и так хорошо сказала: "Я ненавижу, я ненавижу Гитлера, я ненавижу Сталина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех, кто ведет эту войну, позорную, страшную..."
Источник: http://www.rg.ru/2010/04/21/bergolc.html

и еще о том, как хочется иногда написать Ему, потому что Он "не всё знает":
"25/XII-39
...Впрочем, как ни дико, я сама до сих пор не уверена, что "все знает", а чаще думаю, что он "не все знает". И вот начала письмо с тем, чтобы написать ему о М. Рымшан, Плотниковой, Ивановой, Абрамовой, Женьке Шабурашвили, - это честные, преданные люди, глубоко любящие его, а до сих пор - в тюрьме. И когда подошла к этому разделу - потухла, что ли. Додик писал Сталину о своем брате, о том, как его пытали, - ответа не получил. Рымшан писал тому же Сталину о своей жене - ответа не получил. Помощи не получил. Ну для чего же писать мне? Утешить самое себя сознанием своего благородства?

<...> Но я знаю - это бесполезно. Я имею массу примеров, когда люди тыкались во все места, и вплоть до Сталина, а "оно" шло само по себе - "идёть, идёть и придёть".

чувствую непреодолимую цикличность истории...

рефлексия, важные вещи

Previous post Next post
Up