Работа шла неплохо и как-то Марио сказал: "А не взять ли нам отгул на денёк?" И мы договорились, что он свозит меня в Пестум и Элей, куда по выходным дням добраться тяжело: шоссе запружено машинами желающих добраться до моря.
В отличие от Помпеи, Пестум не был законсервирован пеплом, так что о его былом богатстве можно судить лишь по неплохо сохранившимся огромным храмам, построенным древними греками лет так 2500 назад.
Легко представить, что живя рядом с великолепными храмами, жители Пестума гордились своей цивилизацией, способной к таким замечательным строительным достижениям. Сейчас храмы огорожены низенькими заборчиками, так что я не стал хулиганить и заходить внутрь, хотя и было сильное искушение почувствовать себя хоть на минутку древним греком. Но Марио сказал, что во времена его детства, когда их возили сюда на школьные экскурсии, они облазили все эти храмы и он уже всё про них знает. Возможно, поэтому его сейчас больше интересовала не архитектура, а росшие поблизости грушевые деревья. Наконец в самом углу древнего города он нашёл то, что искал - грушу с большим количеством мелких плодов. Марио объяснил мне, что это кормовая груша: когда она созревает, то темнеет внутри и люди её уже не едят. Но в недозрелом виде она была любимым лакомством школьников-экскурсантов. Мы приехали как раз вовремя, чтобы Марио вспомнил вкус груш своего детства, а я приобщился к удовольствиям многих поколений мальчишек, живших здесь несколько тысячелетий.
В музее самым впечатляющим экспонатом были росписи одной из древних гробниц. По своему невежеству и тупости я спросил у Марио, с какой стати на крышке гробницы изображён ныряльщик, и Марио объяснил мне, что это символ перехода в другой мир. Почему-то этот образ запал мне в душу и время от времени я вспоминаю о нём. Хороший очерк истории Пестума и несколько фотографий можно
найти у
realcorwin. А мы с Марио, подкрепившись свежайшей моцареллой в кафе на соседней буйволиной ферме, направились в Элей.
Хотя я знал, что в Элее мало что сохранилось от древнего города, попасть туда мне очень хотелось, чтобы просто увидеть место, где Парменид и Зенон размышляли о движении и прочих увлекательных вещах. На моё счастье Марио подзабыл короткую дорогу и поехал вдоль побережья, так что я не меньше часа наслаждался красивейшими морскими пейзажами. В отличие от Амальфи, туристов в прибрежных городках почти не было видно. Марио сказал, что это уже довольно далёкий юг Италии и европейцы побаиваются мафии, да и добираться сюда не очень удобно, на что я заметил, что русские ещё не разузнали об этих райских местах, иначе их никакая мафия не остановила бы. Наконец Марио показал мне лангобардскую башню на горе вдалеке и сказал, что за этой горой и находится Элей.
Древний Элей оказался небольшим городком, окружённым с трёх сторон горами. Если идти в город не со стороны моря, а через гору, то входишь через старинные ворота.
Спустившись с горы, попадаешь на дорогу, по которой наверняка прогуливались Парменид с Зеноном.
А устав, они могли присесть на склоне горы и смотреть на закатный блеск вечно неподвижного моря.
Искупавшись в море, мы поехали назад более короткой дорогой. Поездка настроила нас на философский лад и мы беседовали о Ницше и Достоевском, большим ценителем которого является Марио. Марио спросил, остались ли в России "старцы" и мне пришлось с сожалением сказать, что "старцев" в России больше нет.