В прошлое воскресение я вышел погулять на лыжах. Надо понемногу готовить свою физическую форму к походу, что предстоит в апреле.
Я положил в рюкзак все, что могло понадобится во время прогулки без лыжни по лесу, взял даже лопату, ведь только в субботу прекратился очередной снегопад, и поехал на Северо-Восток. Кто не знает, это микрорайон в Петропавловске.
Прямо от этого микрорайона берет начало лыжня, которая выводит на Лыжню Здоровья, а она, в свою очередь, идет до самого подножья Авачинского вулкана. У нашего народа очень популярны лыжные прогулки по этой лыжне. Для тех, кто любит скорость, это замечательное место с видом на Домашние вулканы. Но и для тех, кто любит просто прогулки по лесу, это довольно удобная дорога до места, где уходишь в лес.
Я встал на лыжню. Слева, с лыжной базы, раздавалась музыка и голос комментаторов и руководителей соревнований. В это воскресение проходила очередная "Лыжня России". Рядом со мной прогуливалось, бежало и стояло отдыхая, множество народу.
Я прошел первые три километра Лыжни Здоровья. Сразу перед подъемом после болота я увидел лыжню, которая уходила в сторону от основной. Странно, но она была очень хорошо набита, не смотря на то, что вокруг лежал пухляк, глубиной по колено и выше, если идти на лыжах, а пешком, так и по пояс. Так как у меня не было четких планов, куда точно идти, я решил посмотреть, куда ведет эта лыжня.
Встав на лыжню, я стал двигаться по ней. Интересно, что следов от палок было довольно мало. Выходило, будто, прошло всего лишь пара-тройка человек. Но лыжня была очень хороша. Она не выглядела так, будто по ней прошло всего два человека сразу после снегопада. Насколько я знал, в том направлении, куда шла эта лыжня, не было никаих построек или особо интересных объектов. Но кто-то уверенно шел практически по прямой, явно не гуляя, а идя к конкретной цели.
Лыжня пересекла заросли ивняка, прошла по березовому лесу с небольшим набором высоты, вышла на тундру, пересекла ее. Я прошел уже больше километра, когда путь лыжни привел меня к ручью, засыпанному снегом. И вот очередная странность: в русле ручья был выкопан явный колодец в снегу, чтобы было можно набирать воду.
После ручья лыжня превратилась в тропу. Следов лыж уже не было, но были следы ног. Впереди залаяли собаки. Видимо, приближалась та цель, к которой я шел. И вот, впереди себя я увидел, что в сторону от тропы идет человек и несет в руках лыжи, а рядом с ним явные отвалы только что откопанного снега. Я, было подумал, что наткнулся на группу туристов, которые вышли погулять, а здесь их лагерь и откопанное место для костра, чтобы он не проваливался в снег. Более того, запах дыма, доносившийся до меня, тоже наталкивал на такую мысль.
В это время собаки залаяли еще звонче. Человек повернулся в мою сторону. А я дошел до предполагаемого лагеря. Но вместо ожидаемой стоянки туристов, увидел землянку. Перед землянкой стояла женщина. Подошел и тот самый мужчина. По всему было видно, что эти люди здесь не один день.
Я поздоровался с хозяевами землянки. Мы разговорились. Естественно, мне стало интересно, что делают люди в лесу, примерно в 8 километрах от города, в землянке. Я спросил: "Вы здесь живете?".
Андрей (как оказалось, так зовут мужчину), рассказал, что они здесь действительно живут. Волею судьбы они оказались на улице. Как он сказал, квартиры оставили детям. А в подвалах жить не хотелось. Там болезни, конкурирующие бездомные и милиция, не давали нормально жить. Он, та самая женщина (кажется, ее зовут Галя) и еще двое мужчин, решили поселиться в лесу. Они нашли старые окопы, которые во время учений были выкопаны военными. На месте бывшей танковой стоянки они построили землянку. Благо, что ничего копать не пришлось. Рядом построили еще одну. В этом месте протекает два ручья и бъет родник. Дров в лесу достаточно.
Так они и живут в лесу уже три года. Как сказал Андрей, мыться они ходят домой у детям - в город. Дети иногда их навещают летом, собирают грибы. Мне не давала покоя одна мысль: что это за дети такие, что позволяют родителям жить в землянке в лесу? Почему эти люди оказались без жилья при живых детях? Но копаться в этом я, естественно, не стал, боясь ненароком обидеть людей, задев их за живое.
Я распросил Андрея, как же они живут. Ведь жизнь в лесу, пусть и недалеко от города - совсем не то, что в городской квартире. Он сказал, что летом они собирают грибы, часть которых потом продают на рынке. На Северо-Востоке их уже узнают. Именно там их назвали "Лесными". Летом же Лесные ловят карасей на близлежащих озерах, собирают ягоды. Иногда ставят петли на зайцев, но редко, боятся, что их собственные собаки, побежав по следу, попередушатся в этих же петлях. Еще они иногда работают у людей в гаражных кооперативах: ремонтируют машины. У Андрея есть пенсия по инвалидности. Так они и живут небольшой коммуной.
Можно было бы ожидать, что люди, оказавшись без жилья, да и живя в лесу, вдали от цивилизации опустятся. Но, посмотрев на Андрея, я понял, что этот человек следит за собой. Даже в лесу он был гладко выбрит, а даже одно это говорит о многом. Конечно, по обитателям землянок было видно, что они иногда пьют. Но, раз они выжили в таких условиях, значит для них не весь смысл жизни свелся к выпивке.
Я сказал Андрею, что вскоре ожидается очередная пурга. На что он ответил, что они знают об этом. У них есть и радио и даже телевизор, который работатет от аккумулятора. А у одного из из них есть и сотовый телефон. На мой вопрос, а случись что, как же Вам добраться-то до больницы. Я получил ответ, что есть у них знакомые, которые приезжают проведать их на снегоходах.
Летом у Лесных будет большая стройка. Старая землянка под тяжестью снега и от времени уже начала проваливаться. Крыша требует ремонта. Это очень хорошо заметно. Но самое главное, что эти люди не унывают.
Еще мне очень понравилось отношение Лесных к природе. Андрей сказал, что де сейчас скоро должны придти два человека, которые ушли в город на работу, и они все трое мужчин пойдут за сухими дровами. "А зеленое-то рубить жалко, пусть растет",- сказал он. И действительно, маленькое поселение окружено живыми, не поломанными, не порубленными березами. Андрей сказал, что порой после ветра им и так хватает тех веток, что наломает ветер.
После разговора со мной, Андрей пошел откапывать вторую землянку. Ее занесло так, что из-под снега торчала лишь труба. Я предложил помощь, ведь у меня с собой была лопата, но он отказался. Я хотел настоять на оказании помощи, но Андрей снова отказался. И так я пошел домой.
В голове у меня крутился все тот же вопрос о причинах такой судьбы Лесных, а еще одна фраза Андрея: "Вот откопаю вторую землянку, там вещи лежат, завтра надо пойти к детям помыться, да и их проведать. За детей-то волнуешься".......
PS Фотографий Лесных и их землянок у меня нет. Я не стал фотографировать их без спроса, а на просьбу разрешить их сфотографировать, они ответили отказом.