Камчатский июнь.
Лето в этом году выпало на выходные. Да-да, лето уже было, жаркое, солнечное. Даже снег местами в горах таять начал… Май и начало июня в этом году не радовали жителей полуострова и гостей нашего края теплом и солнечной погодой. Средняя дневная температура колебалась около +6°С. Плотные туманы и моросящие дожди тоже не способствовали стаиванию снега, накопившегося в горах. А снега, к слову, выпало довольно много. Это было последствием еще одной погодной аномалии - практически весь декабрь в Петропавловске шли дожди, а в горах, соответственно, в это же время выпадал снег.
В начале мая со мной связались двое молодых жителей Санкт-Петербурга. Они хотели побывать на Камчатке в июне. Если быть точнее, у них на руках уже были билеты на самолет, которые были куплены в виду невысокой цены. Выходные на той неделе, когда они планировали приехать, были достаточно длинными, так как праздник, День России, выпадал на воскресение. Короче, ребята купили билеты и стали искать, куда бы сходить на полуострове в это время и чем бы заняться. Я предложил им совершить небольшой поход в районе вулкана Мутновского, причем, сразу предупредил, что снегу будет очень много.
И вот настал тот самый день, 11 июня, когда гости полуострова приземлились в аэропорту. На удивление, именно в этот день плотные облака рассеялись, стало проглядывать солнце, началось камчатское лето. Нежная зелень на деревьях и летнее тепло создавали впечатление, что невозможно через несколько часов оказаться на снегу в горах. Мы заехали в магазин, оплатили заранее отложенные мной продукты и отправились сразу в горы. Так сказать, «с корабля на бал» - после долгого девятичасового перелета ребята отправились в поход.
Первые проплешины еще нерастаявшего снега стали попадаться нам, как только мы свернули на гравийную дорогу, ведущую к Мутновской Геотермальной электростанции. Довольно скоро эти пятна снега начали сливаться в небольшие сугробы, а потом потянулись уже и сплошные поля снега. И вот уже все поменялось местами. Не снег лежит небольшими кучками среди зеленеющих деревьев, а проталины с деревьями, покрытыми листвой, виднеются в сплошном снежном ковре. Довольно часто не было даже проталин. Просто деревья стояли в снегу, а их ветки были покрыты нежной, словно весенней, зеленью молодой листвы.
Вскоре снег появился и на самой дороге. И вот, наш микроавтобус был вынужден остановиться, чтобы не пришлось потом его вытаскивать из снежного плена. Увидев ситуацию со снегом, мы решили изменить программу путешествия. Ведь у Антона и Гены был очень маленький запас по времени, а потому мы решили не рисковать возможностью не вернуться в город вовремя, а отправиться к Вилючинским (Родниковым) горячим источникам, ограничившись видами на Мутновский и Горелый вулканы с перевала.
Вот такое хорошее лето!
Мы переобулись в болотные сапоги, взяли рюкзаки и лыжи, и, попрощавшись с нашим водителем, отправились по дороге. Сначала мы несли лыжи на себе, а затем встали на них и пошли, как в полноценном лыжном походе. Светового времени у нас оставалось уже не так много. Примерно за два часа мы прошли до подножья Вилючинского вулкана. Солнце начало опускаться за хребет, тянувшийся от нас с запада. Длинные тени постепенно стали перекрывать долину реки Паратунка. Пора было задуматься над тем, где ставить лагерь.
Еще до приезда к нам, ребята были предупреждены мной о том, что, скорее всего, придется ночевать прямо на снегу. Так и получалось - вокруг не было видно ни одной проталины, на которой можно было бы поставить лагерь. Мы решили встать прямо на берегу реки, чтобы не нужно было топить снег на воду. А еще мы рассчитывали, что рассветное солнце первыми же лучами коснется нашего лагеря и будет нас согревать.
На месте первой ночевки.
Лагерь был поставлен. Перед нами высилась грандиозная фигура Вилючинского вулкана, вокруг стояли снежные исполины гор. После ужина мы разошлись по палаткам.
Я, как человек привычный к зимним походам, спал прекрасно, только изредка просыпаясь, когда нужно было поменять позу (такая у меня привычка в походах). Утром я разбудил ребят и спросил, как они спали. Гена сказал, что почти не спал. На это ему Антон ответил, что замучился пинать его, когда он храпел. Короче говоря, первый опыт сна на снегу у всех примерно одинаковый.
После завтрака мы выдвинулись к перевалу. Так как снег был очень плотным, мы решили привязать лыжи на поводки и тянуть их за собой. Это гораздо удобнее, чем нести их в руках. Преодолев расстояние до начала подъема на перевал, мы встретились с одним из снегоходчиков, которые использовали длинные выходные для прогулок по окрестностям. Он предложил нам подвезти кого-нибудь из нас. На снегоход сел Гена. Он взял второй рюкзак, а лыжи на поводок и уехал в гору. Мы с Антоном пошли дальше. Примерно через полчаса снегоходчик вернулся назад, сообщив, что дальше по дороге подниматься не может, так как там камни. Мы пошли дальше. А дойдя до Гены, были шокированы: когда Гена слез со снегохода и понес два рюкзака в сторону, водитель снегохода, забыв, что сзади лыжи, наехал на них своей машиной, вырвав с корнем крепления и помяв их.
Иногда лыжи ехали на нас верхом.
Хорошо, что у меня с собой был ремнабор! Примерно полчаса работы, и снова можно одевать лыжи. Мы пошли дальше.
Вид на вулкан Вилючинский с начала подъема на перевал.
Подъем на перевал несложный, но затяжной. На вершине мы были около трех часов дня. Пока топили снег на воду, заваривали чай и готовили еду, было время позагорать и отдохнуть. За это время сделали несколько фотографий. Я показал ребятам Мутновский и Горелый вулканы, а так же рассказал, куда мы должны отправиться дальше.
Вулкан Горелый.
Вулкан Вилючинский. Вид с перевала.
Виден парящий кратер вулкана Мутновского.
Мы еще доедали свой обед, а в это время по дороге к нам двигался КАМАЗ. Медленно, как пешеход, он полз по дороге. Мы тормознули водителя и попросили подвезти до поворота на Вилючинские источники. Быстро покидав вещи в рюкзаки, мы погрузились в кузов и поехали. Если честно, с такой же скоростью и даже намного быстрее, мы могли бы съехать на лыжах до поворота. Но возможность просто посидеть в машине и посмотреть по сторонам, упускать было нелогично, не смотря на то, что расстояние было не такое уж и большое. Заодно мы узнали, что на следующий день в обратную сторону должна будет пройти, как минимум, одна попутка - наш водитель.
Вулкан Вилючинский.
Мы решили, что не будем делать полноценную дневку на Вилючинских источниках, раз подворачивается такая возможность, а на следующий день после обеда выйдем к дороге и уедем на Верхние Паратунские источники, откуда есть связь по сотовому телефону.
Вид с перевала на хребет между реками Вилючей и Жировой.
Попрощавшись с водителем КАМАЗа, мы встали на лыжи начали скатываться к Вилючинским источникам. Катиться вниз все же куда проще, чем идти вверх. Дойдя до ручья Спокойного, мы выбрали вариант спуска в его долину, откуда вылезли вверх, просто по склону.
Долина ручья Спокойного.
Во время неспешного катания можно было осмотреть пейзажи. Одно слово: «красота» крутилось в голове. Даже у меня - человека, видевшего все эти места далеко не в первый раз в жизни.
Вскоре уклон усилился, и мы решили, что проще идти по снегу пешком, тем более что мы уперлись в первый надув, который сформировал настоящий обрыв там, где летом есть дорога. Постепенно спускаясь, мы дошли до того места, где летом дорога идет над обрывом. Я не ожидал, что в этом году снег совершенно скроет полку, по которой летом проходит дорога. Возвращаться назад было уже поздно. Пришлось пройти около 50 метров по обрывистому снежному склону. И вот перед нами уже Родниковая - база клуба «Алней», где нас уже ожидают источники.
Родниковая.
Помня то, что для Антона и Гены это первый лыжный поход, я подошел к руководителю клуба - Шевцову Владимиру Ивановичу и попросил разрешения поставить палатки не на снегу в районе обычного палаточного лагеря, а на проталине рядом с базой клуба. В ответ мы получили царский подарок: нам разрешили переночевать в столярке - здании с центральным отоплением от скважины с горячей водой. Просто у них все места были заняты. В это время на источниках отдыхало около 30 человек - членов клуба и их родственников, знакомых и так далее. Лучшего места нам ожидать и не приходилось. Тепло и достаточно места, чтобы лечь всем спокойно не на снегу. Гена с Антоном были очень довольны, что на снегу спать не придется.
База клуба «Алней» - оазис зелени среди царства снега.
Оставив вещи в столярке, мы отправились к самим источникам. Как оказалось, мост через реку был разрушен частично, поэтому пришлось до уцелевшей части моста идти метров пять вброд по довольно глубокому и быстрому участку. Придя к источникам, ребята быстро разделись и полезли в воду. Мне же купаться не захотелось. Мы договорились, что я приду к ним позже, и я оставил народ отдыхать в источниках, а сам пошел немного вздремнуть.
Вилючинские горячие источники.
Примерно через полтора часа я пошел за парнями. Они уже переходили реку от моста. Вместе мы дошли обратно до дома, приготовили ужин и легли спать в тепле, разложив вещи на просушку. Я спал вообще не укрываясь, настолько тепло было в нашем «пятизвездочном отеле».
Наш «отель».
Утром мы не торопились вставать слишком рано, однако, распланировали первую половину дня так, чтобы выйти не позднее часа дня. Со всеми заминками, мы стартовали обратно в половину первого. Нашей задачей было попасть к дороге, ведущей на перевал к шести часам вечера, ведь водитель КАМАЗа, подвозивший нас, сказал, что планирует примерно к этому сроку быть в том же самом месте, где высадил нас. Примерно в половину пятого мы остановились в пятистах метрах от дороги, чтобы приготовить чай и компот из сублимированных ягод.
Антон и Гена на фоне горного пейзажа, открывающегося с перевала.
Вахтовка клуба «Алней» на противоположном берегу ручья Спокойного.
Пока таял снег в котелках на горелках, пока заваривался чай, и мы перекусывали, прошло достаточно много времени. Мы успели в очередной раз немного отдохнуть и даже вздремнуть на солнышке. Вдруг мы увидели точку на дороге, которая двигалась очень медленно. Снова покидав в рюкзаки снаряжение, мы отправились к дороге. В пять минут седьмого мы стояли на краю дороги и ждали. Прождали еще час, в надежде, что нас скоро подберут и отвезут до Верхних Паратунских источников. Все же пешком за этот же день дойти туда было бы сложно.
Как и положено жителям Северной Пальмиры, Антон и Гена болеют за «Зенит».
Через час у меня лопнуло терпение, и я предложил подняться на перевал, ведь нам оставалось всего около ста метров вверх от той точки, докуда мы дошли. Мы снова стартовали пешком и довольно быстро добрались до вершины перевала, где были ранее замечены нами проталины, а так же была возможность напроситься на ночлег в теплых домиках. Вскоре по рации перевальной службе сообщили, что машина уже поднимается на перевал. Примерно к восьми часам вечера мы снова сели в на попутку и поехали к источникам. По дороге я пытался делать фотографии, но делать это, сидя в кузове раскачивающегося КАМАЗа, довольно сложно.
Вечер. Снято из кузова КАМАЗа во время поездки.
И тут на одном из спусков водитель выглянул из кабины и стал что-то кричать нам. Сначала мы не поняли, что. Но со второго раза расслышали: «Медведь впереди идет!» Мы кинулись к борту. Мишка стоял на дороге и смотрел на машину. Это был медведь лет четырех. Он не проявил признаков испуга, а просто залез на борт дороги, внимательно посмотрел на нас через кусты и пошел неспешно вверх.
Хозяин.
Нужно сказать, что за время путешествия мы видели не так уж и много животных. Раза три нам попадались на глаза куропатки, один раз прошмыгнул заяц-беляк через дорогу, и мишка тоже вышел к нам на встречу.
Ехали мы довольно медленно, так что до Верхних Паратунских горячих источников добрались довольно поздно, примерно часам к 11-ти вечера. Зато вдоволь налюбовались вечерними пейзажами и последними отблесками солнца на склонах гор. Жаль, что полноценно фотографировать с движущейся по снежной колее машины довольно сложно, так как тряска не дает времени для нужной выдержки. Пока мы ехали, стало довольно прохладно. Даже при невысокой скорости движения нас обдувало сырым предвечерним воздухом, ведь по долине Паратунки полз туман, закрывая окрестные пейзажи. А когда выгрузились из машины, мы почувствовали, что здесь, недалеко от источников, довольно тепло.
Лагерь на Верхних Паратунских.
Надев налобный фонарик, я прошелся по проталинам в сплошном снежном ковре и нашел очень неплохое место, недалеко от ручья. Сухая площадка там была довольно большая, а рядом была вода. Сразу же поставили палатки, приготовили ужин и решили, что сейчас никуда купаться не пойдем, а сделаем это завтра утром. Тем более что какая-то веселая компания во все горло аукалась и перекрикивалась в районе источников. Примерно в половину первого ночи мы остались на новом месте одни. Ночь прошла спокойно.
Здесь еще только весна…
Черемица.
Утром мы не поднимались слишком рано. Выспавшись вдоволь, мы приготовили завтрак, поели, развесили вещи, чтобы они просохли, а затем выдвинулись к источникам. В источниках купалась пожилая пара из Петропавловска. Мы переоделись и пошли купаться. Сначала в воду пошли гости полуострова, я пошел позже. Накупавшись и обсохнув на теплом солнышке, мы спустились вниз к палаткам.
Купание в Верхних Паратунских горячих источниках.
У нас оставалось еще полдня на отдых и прогулки. Я ходил и фотографировал приметы наступающего лета. Лето на Камчатке наступает сразу после схода снега. А Антон с Геной просто загорали, катались на лыжах, раздевшись до плавок, и отдыхали после пешей части путешествия.
Лыжные прогулки.
Трилиум Камчатский.
Цветет хохлатка.
На следующее утро за нами приехала машина, на которой мы отправились обратно в Петропавловск-Камчатский. У ребят впереди была еще поездка на берег Тихого океана, а для меня четырехдневная вылазка на природу на этом закончилась.