НЕФАЗ. Газовое пассажирское превосходство

Oct 28, 2015 12:21

Мы продолжаем знакомить вас с материалами, опубликованными в корпоративном журнале KAMAZ. Заметка о низкопольном автобусе НЕФАЗ-5299-40-51 была опубликована в №3 за 2015 год.



Один из заметных экспонатов прошедшего в мае Петербургского международного инновационного форума пассажирского транспорта - это, определённо, ярко-зелёный автобус, прибывший из Нефтекамска. НЕФАЗ-5299-40-51 - полностью низкопольный автобус с двигателем на метане, которому будущее сулит рыночный успех.

Новинка с петербургского форума на самом деле представлена уже во второй раз. Первый образец газового низкопольного автобуса на основе НЕФАЗ-52994 был показан в Петербурге ещё в 2012 году. Совсем недавно газовая экзотика интересовала лишь филиалы «Газпрома» под свои нужды, да редкие предприятия, освоившие эксплуатацию машин на метане. Тогда он успел во многом опередить своё время, а газификация была не столь актуальна, и развитие транспорта на СПГ отошло на второй план. Теперь всё изменилось, и государство, как крупнейший покупатель городских автобусов большого класса, задало несколько новых трендов, придавших метановой теме новую жизнь.

Есть тенденция
В последние годы «метановая» тема получила в России по-настоящему бурное развитие. С одной стороны, здесь сыграло роль влияние правительства, которое различными способами мотивирует предприятия транспорта к переходу на метановую технику, с другой - развитие сети АГНКС, которые строит в российских городах газовая монополия. Забота об экологии в городах и куда более низкие цены на топливо - всё это в сумме вызывает интерес перевозчиков к автобусам на газу.




В советские годы предпринимались попытки внедрения таких машин: тогда на газовое топливо экспериментально переводили целые предприятия и автоколонны. В те далекие годы нефтяное топливо было дешевле, а к экологии относились не столь щепетильно, и потому главным плюсом газомоторной техники была «вороустойчивость». Даже современные системы контроля над топливом не останавливают техническую мысль в деле кражи казённой солярки, а тот недобросовестный гений, который способен слить и продать на сторону метан из газового автобуса, ещё не родился.

Главный тренд транспортного машиностроения последних десятилетий, который семимильными шагами идёт по планете - это внедрение низкопольного транспорта в городах. За десятилетие бурного развития таких конструкций российские производители достигли в этом определенного успеха: современные машины уже вполне сравнимы с аналогами иностранных производителей и выглядят на их фоне вполне актуальными. Всё больше российских городов заказывают в своих тендерах именно низкопольные машины, а процесс постепенного отказа от высокопольников в крупных городах пошёл в соответствии с общемировым вектором.

Низкий пол даёт много существенных преимуществ, которые оценены пока не всеми: низкопольность - это не только возможность перевозки людей с ограниченными возможностями. За подошедший к остановке низкопольный автобус поблагодарят и другие маломобильные категории граждан, которым отныне не придётся карабкаться в салон по ступеням: пассажиры с детьми и детскими колясками, пенсионеры, люди с тяжёлым багажом. Ещё одна приятная мелочь, применяемая в низкопольниках - это система книлинга, когда автобус кренится в сторону остановки, облегчая вход и выход. Помимо этого применение низкопольных автобусов значительно сокращает время простоев на остановках, что позволяет как повысить среднюю скорость на маршруте, так и облегчить жизнь пассажирам.



Эволюционный путь
Автобусы семейства НЕФАЗ-52994 обладают 100%-ным уровнем низкого пола. Расстояние от земли до пола - всего 340 мм во всех дверях, а сам пол - ровный по всей длине. Двигатель и агрегаты расположились в «шахте», занимающей задний левый угол салона. Такая компоновка - одна из самых удобных и широко распространена на автобусах как российского, так и зарубежного производства.

Кузов автобуса базируется на шасси КАМАЗ-52974, которое является дальнейшим развитием массового шасси КАМАЗ-5297, приспособленным для низкопольных автобусов. Само шасси - самоходное, т. е. в производственных целях способно перемещаться по территории завода самостоятельно. Изготовляют шасси в Набережных Челнах, а после этого везут на трейлере в Нефтекамск для установки на нём автобусного кузова.

НЕФАЗ-5299-40-51 оснащён газовым двигателем Mercedes-Benz ОM906 LAG/EEV/1, соответствующим актуальному экологическому стандарту Euro 5. В паре с силовым агрегатом работает автоматическая коробка передач Voith D854.3E. Одно из нововведений этого года в шасси - независимая передняя подвеска полностью «камазовского» производства, сменившая основанную на подорожавших импортных комплектующих.

Отдельного внимания достойна газобаллонная установка. За питание газом отвечают восемь установленных на крыше баллонов суммарным объёмом 984 литра. При давлении в 200 атмосфер в них заправляют 197 кубометров газа, а запас хода на них, в зависимости от режима движения, составляет до 500 километров - этого более чем достаточно для целого дня работы на городских линиях.



Относительно первого образца газового 52994, машины 2015 года ощутимо шагнули вперед. Кузов в 2014 году пережил значительную модернизацию: автобусы семейства 5299 получили обновлённый стайлинг, включающий совершенно новые переднюю и заднюю маски. «Всесоюзная» оптика уступила место линзовым фарам, а моноблочные фонари сменили модерновые кругляши фонарей. В новом обличье НЕФАЗ выглядит куда современнее, что позволит ему выигрышнее смотреться на улицах мегаполисов. Эксплуатанта и водителя новая передняя маска порадует ещё и удобством: она состоит из нескольких сегментов, это значит, что мелкие операции стали быстрее и удобнее, а ремонт после небольших столкновений не отяготит гараж покупкой маски или бампера целиком.

Другое важное нововведение - это совершенно новый интерьер. Автобусы из Нефтекамска в прошлом ругали за излишнюю скромность внутри, а новый салон, разработанный челнинским ООО «Кора», выглядит стильно и современно. Планировка с ориентацией на большие потоки и активную сменяемость пассажиров: крупный накопитель в два окна по левому борту с местом под коляски и небольшая площадка справа, перед средней дверью.

Отдельные плафоны освещения на потолке были заменены двумя цельными световыми линиями, идущими вдоль всего салона. При всей внешней красоте главное - внутри: теперь потолок собран на профилях, а не крепится на саморезах. Это позволяет, в случае необходимости, без затруднений разобрать его частично или целиком. В пользу удобства играет ещё и упрощённый доступ к электрике и дверным механизмам.

Поручни в салоне теперь закреплены иначе: вместо хитрого болтового соединения, склонного расшатываться, теперь их крепят к профилям каркаса потолка, что исключает посторонние звуки, возникавшие по мере износа. Специально для газобаллонных автобусов НЕФАЗ также предусмотрел усиление крыши и креплений газовых баллонов. Сделано это было по просьбе одного из заказчиков, который решил перестраховаться, эксплуатируя автобусы на разбитых улицах своего города; завод же поддержал идею и внедрил её в серию на всех автобусах под ГБО.

Нельзя не упомянуть и историю производства газовых автобусов в Нефтекамске. В прошлом, когда объём выпуска газовых машин был невелик, готовые кузова возили на тягачах в Набережные Челны, где на автобус монтировали всё необходимое газовое оборудование. В 2015 году, когда с появлением госдотаций объём заказов на такие машины многократно вырос, эта схема стала неудобной, и установку ГБО наладили на самом заводе под контролем челнинских специалистов - представителей разработчика.

После выхода из заводского цеха каждый автобус проходит обкатку в 150 километров с грузом, от Нефтекамска до Янаула. Это позволяет выявить все недостатки машины до передачи её заказчику и быть уверенным в том, что продукт полностью готов к долгой и благополучной эксплуатации.



Государственный интерес
В последние годы покупка автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов-колясочников, щедро дотируется из федерального бюджета в рамках программы «Доступная среда». Многие города России уже озаботились этим вопросом, и приобрели соответствующую технику с ощутимым дисконтом. Ещё одна форма господдержки, которая касается автобусов на метане, идёт в плюс газовому НЕФАЗу: федеральный бюджет активно дотирует покупку газовых автобусов, а «Газпром» вкладывает средства в развитие сети АГНКС в регионах. Скидку за счёт бюджета получают и те, кто сдаёт старую, изношенную технику по программе утилизации: в зачёт новых машин выкраивается сумма куда выше стоимости подержанного автобуса или грузовика.

Автобусы, выпущенные заводом в Нефтекамске, за годы своего развития разошлись по всей стране, от Санкт-Петербурга до Магадана. Интерес к ним проявляют как государственные перевозчики и муниципалитеты, так и негосударственные операторы, у которых каждый рубль на счету. Ряд частных перевозчиков в регионах - в Перми, Татарстане и Ленинградской области - уже работают с газовыми автобусами производства НЕФАЗа.

Другой важный тренд - грядущее обновление подвижного состава в городах-участниках мирового футбольного первенства, которое состоится в 2018 году. Ряд городов уже объявил о масштабных закупках новой техники, и интересуют их в том числе и экологически чистые и экономичные автобусы на метане: госдотации позволяют взять больше машин за ту же сумму, а их эксплуатация эффективнее, чем в случае с дизельными аналогами. Всё это в сумме показывает: сейчас завод из Нефтекамска идёт в ногу с требованиями заказчиков, а сама по себе машина достойна того, чтобы стать украшением и верным тружеником российских городов.



модельный ряд, статьи, НЕФАЗ, журнал, КАМАЗ

Previous post Next post
Up