27 мая в Набережных Челнах торжественно запустили производство нового завода каркасов кабин для грузовиков КАМАЗ и Mercedes-Benz. Об этом событии рассказали чуть ли не все ведущие федеральные, республиканские и местные СМИ. Когда-нибудь эксперты и историки напишут что-то вроде: «тогда, в далёком 2019 году, камазовцы представить не могли, в каком глобальном событии они участвуют». А пока мы своими глазами видим, как создаётся «история».
К юбилею - с «обновками»
Камазовские конструкторы и специалисты по развитию много лет назад задумались о модернизации кабины и в целом модельного ряда автогиганта. Было множество проектов и идей, которые в разное время испытывались и готовились к реализации, но оптимального варианта не было.
Корни события, которое мы сейчас наблюдаем, уходят в 2009 год. Тогда, 10 лет назад, «КАМАЗ» и концерн Daimler AG подписали договор о создании совместного предприятия «Даймлер КАМАЗ РУС» (ранее «Мерседес-Бенц Тракс Восток») по производству и реализации грузовиков Mercedes-Benz. В июне 2012 года Daimler и «КАМАЗ» подписали лицензионное соглашение, по которому «Mерседес-Бенц» предоставил российскому автогиганту технологию производства кабин Axor для производства грузовых автомобилей нового поколения. Это было промежуточное решение на пути к глобальным преобразованиям.
В 2016 году «КАМАЗ» начал строительство завода каркасов кабин для грузовиков поколения К5 в сотрудничестве с компанией Daimler, и уже через полтора года здание было готово для монтажа оборудования.
И вот май 2019 - венец грандиозной работы: уникальное производство запущено, завод готов выпускать первую совершенно новую продукцию. Генеральный директор автогиганта Сергей Когогин отметил, что это - первый настолько крупный проект со времён строительства самого «КАМАЗа». Так совпало, что это событие пришлось именно на год 50-летия автогиганта.
Здание выдержит семибалльное землетрясение
При строительстве здания использовано 532 колонны, по техническому заданию оно должно выдержать 7-балльное землетрясение (хоть таких на территории республики никогда не было), рассказал первый заместитель генерального директора, исполнительный директор «КАМАЗа» Юрий Герасимов. В разное время на объекте трудились от 100 до 500 человек, работы не прекращались и в холодный период.
В проектировании здания были задействованы татарстанские специалисты, активное участие в этом процессе принимали проектно-строительный департамент «КАМАЗа» и дочернее предприятие автогиганта «КАМАЗэнергоремонт», а генеральным подрядчиком выступил челнинский «Евростиль».
Монтаж оборудования начался в июне прошлого года и шёл четко в соответствии с проектными сроками. И буквально на прошлой неделе исполком Челнов подписал акт о вводе объекта в эксплуатацию.
Российская сталь, немецкое качество и «сплав» технологий
Как отметил заместитель гендиректора «КАМАЗа» по развитию Ирек Гумеров, на производстве применена концепция глубокой локализации, все основные детали штампуются из российской стали. Причём он подчеркнул, что удалось обеспечить качество стали, не хуже той, что применяется в Германии.
Также он отметил, что разработчикам удалось найти такую концепцию и так унифицировать семейство кабин, что каркас кабины может быть основой для обоих производителей. Это позволяет обойтись без параллельных инвестиций и делает производство экономически эффективным для партнёров.
Проектная мощность завода - 55 тыс. кабин в год, на него планируют выйти примерно через 5 лет. Большая часть (около 80 процентов) каркасов кабин будет поставляться на конвейер «КАМАЗа», остальные - на сборочное производство грузовиков Mercedes-Benz в Набережных Челнах. Производство обладает самым высоким уровнем автоматизации в России: более 80 процентов процессов выполняют 100 роботов.
Представители Mercedes-Benz большое внимание уделили качеству выпускаемой продукции. По их словам, на производстве - высочайшие требования к качеству, контроль будет производиться на каждом этапе и кабины ничем не будут отличаются от тех, которые приходили из завода в Вёрте.
Ввод в эксплуатацию нового предприятия позволит обеспечить создание более 700 новых рабочих мест для высококвалифицированных сотрудников. Уже запланированы инвестиции на обучение и повышение квалификации рабочих.
На предприятии площадью более 60 тысяч кв. метров расположены цеха сварки, окраски кабин и логистики, а также энергоцентр. Здесь будет применены передовые технологии грунтовки и покраски, которые впервые были опробованы на производстве Mercedes-Benz несколько месяцев назад - покраска будет происходить методом «мокрым по мокрому». При нём, после грунтовки кабину не сушат, а сразу наносят финишный слой краски, это позволяет снизить время работы и делает производство более экологичным.
Новый завод следует принципам чёткой логистики и бережливого производства. Высокоавтоматизированный сварочный цех для достижения премиального качества, применение окрасочных инновационных технологий на основе супертвёрдых лакокрасочных материалов, автоматическая система загрузки кабин в специализированные трейлеры для их дальнейшей транспортировки на сборочные линии - все эти новейшие технологии были реализованы впервые в России на заводе по производству каркасов кабин.
«Мы могли бы сделать сами, но дольше и дороже»
По словам генерального директора «КАМАЗа» Сергея Когогина, российская компания вложила в это производство около 12 млрд рублей, а немецкий концерн - порядка 15 млрд. рублей. Окупить вложения планируется за 10 лет. Сергей Когогин пояснил, что не считает этот срок окупаемости отличным, но, по его словам, перед руководителями компании был выбор: стоять на месте или двигаться вперёд, и они выбрали движение.
Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ»:
«Это - самые современные технологии и здесь будет производиться самый современный продукт. Многие компании занимаются модернизацией кабин, но полноценно новую кабину в мире сделал, в общем-то, только Daimler. Для «КАМАЗа» особенно важно, что это - на много лет вперед. 15-20 лет гарантировано мы будем выпускать продукт с этой кабиной. Все сделано так, что нет места браку и издержки минимальные. Мы могли бы, наверное, всё это сделать сами, но это было бы дольше и дороже».
Параллельно с реализацией этого проекта шла и модернизация других предприятий «КАМАЗа»: кузнечного, прессово-рамного, автомобильного и завода двигателей. Сейчас «КАМАЗ» полностью готов к выпуску и приёму новых кабин.