У каждой страны, у каждой компании, у каждого человека бывают трагические моменты, когда приходит большая беда.
И в истории "КАМАЗа" есть такой день, о котором до сих пор с невыразимой горечью рассказывают ветераны Завода двигателей, ветераны "КАМАЗа".
Этот день - 14 апреля 1993 года - чёрный день в истории КАМАЗа.
Именно 14 апреля 1993 года, в 19-05, во время обеденного перерыва второй смены случился пожар на Заводе двигателей.
Внизу редкий кадр тушения пожара 14 апреля 1993 года.
Пожар в считанные минуты охватил всё предприятие и почти полностью уничтожил и сам производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование.
Только вдумайтесь, за одну ночь с 14 на 15 апреля корпус Завода двигателей сгорел ПОЛНОСТЬЮ…
Пожар затих на поверхности, но ещё до 21 апреля продолжался в тоннелях и подвалах Завода двигателей.
Пожарные продолжали работать затопленных и задымлённых тоннелях, порой в полной темноте, пытаясь отыскать источники горения.
Внизу на фотографии привезли обед в район расположения штаба по тушению пожара.
На фотографии:
Волков Виктор Георгиевич - начальник 4 отряда пожарной охраны (второй слева в фуражке)
Гимадеев Минзагит Миргасимович - заместитель начальника отряда пожарной охраны (подполковник в шинели)
Внизу на фотографии штаб по тушению пожара.
Слева направо:
1. Кириллов Сергей Иванович - министр МВД РТ
2. Дедиков Владимир Евгеньевич - начальник службы противопожарных аварийно-спасательных работ МВД РФ
3. Волков Виктор Георгиевич - начальник ОГПС-4
4. Гараев Фиргат Фаесханович - заместитель министра МВД РТ
5. Лобов …
6. Молчанов Виктор Павлович - заместитель начальника службы противопожарных аварийно-спасательных работ МВД РФ
Известен, такой факт, что когда стала ясна картина трагедии, первый заместитель председателя Совета министров - Правительства Российской Федерации Гайдар Егор Тимурович говорил о том, что "КАМАЗ" не нужен, что западная техника лучше российской, что Завод двигателей не стоит восстанавливать...
Об этом вспоминает Бех Николай Иванович - генеральный директор "КАМАЗа" (1987-1997)
Интервью можно прочитать в газете "Вести КАМАЗа" от 16 декабря 2004 года.
Но у "КАМАЗа" на самом высоком уровне были защитники.
Это Черномырдин Виктор Степанович - председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации (1992-1993), председатель Правительства РФ (1993-1998)
На фотографии он за столом второй слева.
Стоит генеральный директор "КАМАЗа" Н.И.Бех.
И Поляков Виктор Николаевич - министр автомобильной промышленности СССР (1975-1986)
Он в 1993 году возглавлял временную консультативную группу при генеральном директоре ОАО «КАМАЗ» по восстановительным работам.
С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях:
- восстановление мощностей по выпуску 100 тысяч двигателей,
- создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования.
Внизу на фотографии бригада мастера Кельдышевой Светланы Григорьевны устраняет последствия пожара.
Апрель 1993 года.
В невиданно короткие сроки, благодаря поддержке правительства Российской Федерации и Татарстана, камазовцам удалось восстановить Завод двигателей.
Уже 6 декабря 1993 года была сделана первая закладка двигателя из новых деталей, а 2 апреля 1994 года был собран первый после пожара двигатель КАМАЗ-7405.
24 декабря 1996 года состоялся митинг, посвященный пуску главного конвейера сборки двигателей после его восстановления.
Внизу на фотографии первый двигатель, который был собран 24 декабря 1996 года.