В своих исканиях верной социальной позиции и соответствующей ей идеологической концепции журналисты, как и все политически активные люди, ищут союзников и единомышленников, а это ведет к объединению.
Идя по пути осознания общественной жизни как взаимодействия большой совокупности различных социальных групп к формированию своей позиции, выражающей интересы тех или иных групп (при этом неизбежно возникает согласие с одними интересами, нейтральное отношение к другим и неприятие третьих), журналист должен определить и свое место среди множества действующих политических организаций.
Не случайно в общественной жизни очень часто именно орган журналистики оказывается «знаменем», вокруг которого собираются сторонники определенных взглядов, а борьба различных сил наиболее ясно проявляется как раз в журналистике. И успешной, привлекательной для одних и вызывающей отрицательную реакцию других, оказывается деятельность именно таких изданий и программ, которые стремятся занять и отстаивать четкую идейную позицию.
Поэтому журналист оказывается идеологическим деятелем, носителем и пропагандистом определенных общественных идей. Его идейность проявляется в возможно более строгом следовании принятой системе взглядов, касающихся понимания характера движущих сил общественного развития, социальных идеалов, соответствующих им целей и путей их достижения. При этом идейность предполагает концептуальную целостность убеждений, стремление к ясности и последовательности выражения взглядов, что исключает эклектику и явную внутреннюю противоречивость их составляющих. Идейность как основа творчества исключает также догматическое доктринерство, равно как и субъективистский произвол.
Вот почему естественное для журналиста стремление к объективности побуждает его встать на прогрессивные позиции (соответствующие Интересам гуманистического развития общества) и найти (принять, разрабатывать, менять при необходимости) идеологическую концепцию, верно выражающую и интересы всех социальных сил, и закономерности гуманистического функционирования и развития общества.