Cупер красивые ковши

Jan 11, 2017 13:53

Originally posted by vasily_sergeev at Без заголовка
Автор - Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщения
АукционноАнтикварные шедевры русских эмальеров... Ковши с перегородчатой эмалью (часть-2)



Вся коллекция перегородчатых эмалей - здесь



Русская эмаль имеет богатую историю. За многовековую историю своего существования она не только сохранилась (в отличие от многих других стран), но и превратилась в драгоценную жемчужину русского и мирового искусства.





Одна из древнейших форм русской посуды - ковш, напоминающий плывущую птицу,- известна на Руси с X века. Из ковшей пили обычно бражный мед, причем с XV века для красного меда использовали ковши золотые, для белого - серебряные. Помимо прямого назначения, ковши играли роль наградных символов, являясь "жалованными", "отличительными" наградами.




С конца XVII века они приобретают значение лишь почетной награды, полностью утрачивая свое практическое назначение: на них указывают имя награжденного, повод для награды, дату и т. п. Серебряными ковшами награждали за самые различные заслуги: личные (например, за стрижку царя или за лечение больной царицы), государственные - "за посольскую службу", "за строение нового города", за сбор пошлин.



Так, один из ковшей был пожалован в 1661 году Алексеем Михайловичем "голове ружейного двора" Афанасию Захарьеву, другой, судя по надписи, принадлежал неким Параксииым - Федору Тимофеевичу и его жене Екатерине Федоровне. Ковш А. Захарьева отличается характерной для московских ковшей формой, созданной ювелирами Москвы еще в середине ХУІ века и сохранившейся в следующем столетии: это сосуд большого размера, низкий, с широким плоским дном и гладким туловом.




На изделиях из драгоценных металлов надписи служили иногда единственным украшением. В XVII веке их используют наряду с другими декоративными элементами, но они сохраняют свое значение в системе декора, являясь его неотъемлемой составной частью. На небольшой части поверхности, предназначенной для текста, мастера порой размещают длинные пространные надписи, не только сообщающие имя владельца, но и содержащие разного рода пожелания и изречения. Они использовали трудно читаемый вид письма, название которого (вязь) определенным образом передает его характер: тесно расположенные вытянутые буквы создают впечатление сплошного орнамента. Подобной надписью снабжена небольшая серебряная золоченая братина, пожалованная царем Алексеем Михайловичем воеводе и стольнику князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому.






































































































































































Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up