Как я участвую в конкурсах

Nov 27, 2013 14:24

"Ты не можешь ни выиграть, ни проиграть, до тех пор, пока ты не участвуешь в гонках." Дэвид Боуи

Появились причины, желание и возможность написать немного о конкурсах и конкурсной деятельности. Сразу предупрежу, что труд не будет фундаментальным и объективным, т.к. буду писать, используя только свой опыт и свой посредственный уровень развития, к классикам обращаться не планирую. Другими словами, статья будет предназначена для тех, кто еще примитивнее меня. Излагать буду тоже сумбурно, потому что даром печатного слова обделен решительно и безнадежно…
С чего начать? Наверное, с того, зачем я этим занимаюсь. Мне часто задают вопросы на эту тему. Например, «зачем тебе эти медали?». По мне так глупейший вопрос. Ей богу. Во-первых, это очень приятно, когда тебе дают медали. Честно. Прям микро оргазмы испытываю. Иногда даже не микро…


Ну вот, опять...
Во-вторых, это типа как признание того, что то, что ты снимаешь, интересно не только тебе самому. К примеру, читаешь статистику конкурса: «приняло участие 2085 авторов из 78 стран, прислали 20783 работы, отобрано в экспозицию 782 работы». А у тебя медаль! Ну как тут не радоваться здоровому человеку? Я вот, наоборот, с осторожностью отношусь к людям типа «конкурсы от лукавого, все куплено, я снимаю шедевры, но никому не покажу, т.к. для себя». Ну бред же? Психушка плачет по нему. Сегодня днем он не хочет делиться прекрасным, а завтра ночью он кого-нибудь расчленяет в парке. Для меня это почти очевидно!
Или такие нюни: «участие в конкурсах платное, это все развлечения для богатеньких». Вот ударить такого хочется! Нет 15-20 долларов оплатить участие в ФИАПовском конкурсе? Ищи бесплатные, такие тоже есть. Но тогда к тебе вопрос: у кого ты отжал фотоаппарат? С твоими доходами вопрос вполне уместен.
А еще есть хитрые. Они прищуриваются и спрашивают: «а вот звание EFIAP чё даёт? Есть скидки на услуги ЖКХ? В электричке можно бесплатно ездить?». Я в таких случаях теряюсь, разворачиваюсь и убегаю. Ну не придумал пока ответа!
А приятные люди задают мне другой вопрос: «Как ты выигрываешь на конкурсах? Поделись секретами?» Им и буду отвечать.
Итак, эти все вопросы и есть те причины, по которым я отодвинул Wacom и сел за клавиатуру.


Начнем.
Мне кажется, что принимать участие в конкурсах очень полезно для роста фотографа. Даже если вы не попали в основную экспозицию, пока вы ищите в ней свои работы, вы просмотрите другие, более интересные. В первый раз, конечно, они вам не покажутся такими уж интересными. Шутка ли, они прошли, а ваши нет! Внимательный натренированный глаз сразу же найдет фотографии на порядок хуже ваших. Да что там говорить, вообще отстойных! Так уж мы устроены, себя мы любим больше других. И это, в-общем то, неплохо. Чуть попозже вы поймете, что какие-то чужие работы вам нравятся, даже очень. Это уже хорошо. Но нужно дождаться такого момента, когда вы сможете посмотреть на все эти работы глазами жюри и объяснить себе почему они не взяли вашу, а взяли именно эти. Вот прямо взять самую худшую и доказать себе, что она лучше вашей. Только после этого момента можно посылать работы на следующий конкурс. Я серьезно. Без самобичевания тут не обойтись.
Для чего все это нужно? Только для того, чтобы научиться отбирать свои работы на конкурс. Когда вы научитесь это делать, побед на конкурсах не избежать. Главный секрет состоит в том, что практически у любого фотографа есть достойные работы, но он их в силу разных причин попросту не видит. Так что помучить себя придется, хотя бы для протирки оптических осей.
Вывод: смотрите много хороших работ, анализируйте их и растите над собой.
Второй очень важный момент состоит в том, куда отправлять работы. Конкурсов много, но они все разной направленности. Согласитесь, что шахматист должен играть с себе подобными в шахматы, а на ринге, скорее всего, его изобьют. Так и фотографы, посылающие пейзажи на World Press Photo, заранее обречены. Примеры у меня грубые, зато понятные. Посмотрите прошлогодние работы-победители с любого конкурса и, если они вам близки, пытайте счастья. Если нет, смотрите следующий.
Я для себя выбрал конкурсы FIAP. Это Международная Федерация Арт-Фотографии. Не буду подробно, кого заинтересует, ищите ответы на www.fiap.ru, там все по-русски. Кому даже по-русски будет непонятно, задавайте вопросы лучше под этим постом, а не в личку. Этим вы облегчите жизнь другим, а они вам отправят флюиды благодарности и пожелания счастья. Помимо ФИАПовских конкурсов я пробовался и на других. Были даже успехи, но не всегда мне понятные. Например, BEST OF RUSSIA. Попадал туда дважды, но так и не понял почему. Основная масса итоговой экспозиции мне совершенно не понятна. Видимо это потому, что в жюри хоть люди и уважаемые, но фотографов минимум. Поэтому я туда больше ничего не шлю. Зачем?
Или другой пример: есть у меня статуэтка с «Золотой Черепахи-2008» как победителя номинации. Но номинация не профильная, называлась «Искусство природы», а проект посвящен диким животным и всяким там рыбам. Так что премия хоть и престижная, но хвастаться ей мне приходится очень осторожно, учитывая то, что почти все остальные мои премии получены за эксплуатацию голых женщин. Скажут: «Чё за черепаха? Без панцыря что-ли? Жуть какая…»
На специфике конкурсов под патронажем FIAP могу остановиться поподробнее. Потому как стал немного разбираться. Почему я так думаю? А потому, что вот уже года два-три как я попадаю в шорт-листы всего, куда посылаю работы. Вот так тонко и незаметно похвалил себя. Имею право. Пейзажистов сразу расстрою, сильно на призы не рассчитывайте. За пейзажи редко чего дают, если это не специальная тема салона. А если и так, то конкуренция там будь здоров. И такие виды, какие вы только в кино видели. Максимум, что я получил за пейзаж, это серебряную медаль салона в Финляндии.


Финны в холоде понимают, поэтому оценили. Не то, что испанцы, ни одного сибирского пейзажа у меня не приняли. Жлобы.
С портретами легче. Наверное, оттого, что женщины наши красивы, а остальное население и остальные женщины колоритны. Только тут одна проблема: не отправляйте фото своих детей, жен, подруг. Скорее всего их портреты вы не сможете объективно оценить. И вряд ли в жюри будут их родственники, поэтому оно оценит объективно, а вы можете обидеться.
Качественное ню там любят, благо в жюри чаще мужики. Против природы не попрешь. Так что можно попробовать.
Репортажка не должна быть черной. Я, например, посылал в Великобританию репортаж из Киргизии. Так вот, ребятенок рядом с отрезанной бараньей головой никому не понравился. А за бабушку у печки дали грамоту. Все-таки там арт-фотография, а не ПРЕСС ФОТО РОССИИ. Имейте в виду.
По поводу использования фотошопа. Можно изголяться как захочется. Мы привыкли стыдиться спецэффектов, а весь мир нормально на это смотрит. Такие каляки-маляки проходят, мне аж за авторов неудобно бывает. А потом присмотришься - ничего, прикольно.
Теперь о том, как поучаствовать. Опять же, я только про ФИАП напишу.
Заходите на fiap.ru, кликаете на «Салоны FIAP». Выпадает много табличек. Сперва не очень понятно, но скоро станет легко. Я уверен. А чтобы стало легче, смотрим начало списка и поглядываем на абревиатуры:


Потом ищете нужный месяц и выбираете конкурс. Выглядит все так:


Давайте разбираться: Т.к. я не араб и, надеюсь, вы тоже, будем двигаться слева направо и сверху вниз. Поехали!
Возьмем для примера первый конкурс в декабре.
Три буквы в верхней левой ячейке подсказывают нам, что работы будут принимать в цифровом виде. Раньше нужно было посылать CD в конверте, сейчас этот маразм отмирает. В худшем случае придется слать на e-mail, в лучшем закачивать прямо у них на сайте. Очень удобно. Если в этой ячейке будут буквы MP или CP (монохромные или цветные отпечатки) предлагаю крепко задуматься. Оно вам надо? Придется напечатать работы 30х45, сделать на них наклейки установленного образца, найти кусок пластика или фанеры и пойти занять очередь на почте, чтобы это все вам упаковали, составили опись, взвесили и отправили. Любите ПОЧТУ РОССИИ? Если такие найдутся, помните, что шансы организаторов получить ваши работы в срок около 50%. Впрочем, такие же как если поставить на черное на рулетке.
Идем дальше. В следующей ячейке указано количество номинаций. В этом конкурсе их аж 6. Какие именно указано дальше. Open M и Open C это свободная тема черно-белых и цветных фото, NAT - это природа. Мышки-птички, жучки-паучки. Еще слоны и зебры. LANDSCAPE вы знаете что такое. Creative это когда вы такого в фотошопе наворотили, что такого в жизни не бывает. Почти компьютерная графика, лишь бы элементы фото присутствовали. Вот для такого такая секция. Travel - это фото с путешествий. Можно море и пальмы, а можно архитектуру Берлина, у кого что есть. CLO: 01.12.13 означает последний день приёма работ. Дедлайн, так сказать.
Вторая строчка. PAR: и куча цифр означает сколько придется заплатить. Зависит от того, в скольки номинациях вы будете участвовать. Кстати, в одну номинацию можно отправлять не более 4 работ. Это правило действует практически для всех конкурсов. Пример: вы отправили 12 работ в 3 секции - придется заплатить 25 евро. JUR 07.12.13 означают дату жюрения. Бесполезная информация, если только вы не захотите их выследить.
В третьей строчке краткая информация об организаторах и столбик с датами. Вам должна быть интересна дата после букв NOT. Это тот счастливый день, когда объявят результаты. Ну, или не очень счастливый…
В последней строчке e-mail и официальный сайт. На него придется зайти обязательно.
На сайте всегда нужно искать два важных раздела RULES (правила) и ENTRY FORM (там будете заполнять все о себе и закачивать работы). Самое главное в правилах: требования к файлам работ. Это размеры в пикселах, максимальный вес файла, разрешение в dpi и, иногда, требования к наименованиям файлов. Впрочем, там все подробно написано. И почти на всех конкурсах одно и то же. Так что в первый раз лучше прочитать все, рекомендую.
По отправке вроде все…
Так, что еще? Какие еще подводные камни? Ах да, вот еще. Кое кто советует не смотреть чужие работы, чтобы не соблазниться копированием. Чушь собачья! Хотя нет, обычная человеческая чушь. Я свои работы не могу переснять один-в-один, что уж там о чужих. Подсматривать идеи и копировать можно! По себе знаю, начиная с попытки воспроизвести что-то чужое, очень часто с удовольствием отклоняешься от процесса и приходишь к неожиданному и вполне оригинальному результату. И пускай потом что-нибудь докажут!


Напоследок скажу, не шлите на конкурсы то, что вам самим не нравится, но, как вам кажется, чем-то напоминает работы-призеры. Не идите на поводу конъюнктуры, проиграете! Посылайте только те работы, которые любите. Я, например, если мне что-нибудь удается, то сразу после пробуждения бегу смотреть на эту работу! Так неделю побегаю и понимаю, такого нельзя таить, нужно отправлять! Нужно порадовать мир!

PS Отдельный вопрос про членство в фотографических союзах и ассоциациях, что они дают? Я, например, состою в СФХР, в FIAP, в Творческом Союзе «Фотоискусство» и в PSA.
В Союз фотохудожников России меня приняли 10 лет назад. Кроме красивой приставки к фамилии не получил ничего. Разве что портфолио на их официальном сайте. Да, и корочки прикольные, почти такие, как были в КГБ. Всегда мечтал.


В FIAP я вступил, когда подавал на звание AFIAP. А когда подавал на соискание EFIAP, пришлось вступить и в Творческий Союз «Фотоискусство», т.к. к тому времени этот союз стал представителем FIAP в России. Если не подавать на звания, членство в этих организациях тоже ничего не дает.


Та же история с Фотографическим Сообществом Америки (PSA). Каким-то образом попал в «Who's Who in Photography», заметили, пригласили, вступил. Прислали удостоверение. Бесплатно присылают свой журнал.
Пользы, по большому счету, никакой. Но и вреда, заметьте, тоже!

Если я о чем-то не написал, спрашивайте. А то с памятью у меня тоже не очень… На все вопросы отвечу. Если вопросов будет много, еще один пост напишу.
Короче, не стесняемся!

мысли

Previous post Next post
Up