Никифор Ляпис-Трубецкой... немного Северянин?

Mar 28, 2024 14:51



Разные высказывались мнения, кто мог послужить прототипом Никифора Ляписа-Трубецкого, автора "Гаврилиады". По мнению Бориса Галанова, при создании образа Ляписа могла быть использована статья из журнала «Смехач», опубликованная в 1927 году. В ней рассказывалось о «довольно известном поэте», который разместил свои стихи, объединённые общей темой, одновременно в «Печатнике», «Медицинском работнике», «Пролетарии связи» и «Голосе кожевника». В этом же издании ещё до выхода «Двенадцати стульев» была опубликована сатирическая миниатюра Евгения Петрова про «Всеобъемлющего зайчика» («Ходит зайчик по лесу / К Северному полюсу»), в которой высмеивался ловкий автор, напечатавший одну и ту же историю в «Детских утехах», «Неудержимом охотнике», «Лесе, как он есть», «Красном любителе Севера» и «Вестнике южной оконечности Северного полюса». Не могу согласиться с данной версией, Ляпис был человеком честным и для каждого издания писал отдельное произведение, пусть и с общим литератуным героем.



Писатель Виктор Ардов в книге «Этюды к портретам» сообщил, что прототип Никифора - поэт-песенник Осип Колычев, много и плодотворно писавший на "производственные" темы. Его настоящая фамилия (Сиркес) была созвучна фамилии Ляпис. В последнее время в инете эта версия вполне устаканилась и даже появилась в Википедии подтверждающая статья.

Осип Колычев ныне, практически, забыт, хотя рожденные в СССР должны помнить его главный хит - песню "Непобедимая и легендарная", музыку которой написал А.В. Александров, один из авторов гимнов СССР и РФ.

image Click to view



Тексты Колычева неохотно выкладываются в сеть, хотя кое-что можно отыскать на интересующую нас тему. Вот, например, "Песня о кассирше"


а здесь с трудом, но можно разобрать "Песню об избирательном праве"


Что ж, по содержанию, действительно, подходит. Но что делать с Хиной Члек, которой Ляпис посвящал свои опусы? Сложилось общее мнение, что её прототипом, скорее всего, является Лиля Брик, а с Лилей Колычев не имел отношений, Лиля - женщина другого Осипа и Владимира Маяковского.


Последний тоже много писал на разные злободневные, в том числе и "производственные" темы. Однако, себя он в Ляписе не признал и даже во время одного из диспутов сказал сидящим в зале литераторам, что «в тех изданиях, куда редко заглядывает писатель, гнездятся халтурщики вроде Гаврилы».
Действительно Никифор Ляпис-Трубецкой описан в "Двенадцати стульях" как молодой человек с бараньей прической (т.е. кудрявый). Трудно представить Маяковского с кудрями. Ещё труднее представить, что из под его пера могли бы выйти строчки "Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил". Да, Колычева одно время считали эпигоном Маяковского, но его тоже нелья назвать кудрявым. Взгляните на фотографию


Я считаю, что Ляпис - образ собирательный, в нём, конечно, есть и от Колычева, как представителя нового племени поэтов, гонораров ради стремящегося удовлетворить все запросы власти. Но это и упрёк Маяковскому, добровольно поставившему свою музу на службу системе. Однако, открыто наезжать на Маяковского, главного поэта Страны Советов, будет себе дороже, поэтому Ляпису даны кудри и пишет он четырёхстопным ямбом: "Страдал Гаврила от гангрены, Гаврила от гангрены слёг".

А кто в те годы был кудряв, писал четырёхстопным ямбом, являлся антиподом Маяковского и в глазах публики был одного с ним масштаба? Конечно, Игорь Северянин. Известно, что в 1918 году по итогам одного поэтического баттла он был признан "Королем поэтов". Вот кудри, обрамляющие вытянутое лицо


А вот и ямб четырёхстопный:

Я - соловей: я без тенденций
И без особой глубины...

Конечно, Северянин больше ассоциируется с изысканными "поэзами", "ландолётами" и "ананасами в шампанском", но в 1923 году у него вышел сборник "Соловей" состоящий почти из сотни, довольно-таки, непритязательных стихов, написанных ямбом.

Жил Сологуб на даче Мэгар,
Любимый, старый Сологуб,
В ком скрыта магия и нега,
Кто ядовит и нежно-груб..
...

То по шоссе, для шины колком,
То по тропинке через лен,
То утрамбованным проселком
Велосипедит почтальон.
...

Мильоны женских поцелуев -
Ничто пред почестью богам:
И целовал мне руки Клюев,
И падал Фофанов к ногам!
...

Предвижу критиков ухмылки,
Их перекошенные рты.
Их презирает стих мой пылкий
Явленье истой красоты!
и т.д и т.п.



Но он совсем не писал на политические и "производственные" темы

Где ходит море синим шагом
То к берегу, то к островам,
Нет плаца бешеным ватагам,
Нет фразы взбалмошным словам;
Где в зелень берегов одета
Златисто-карая река,
Здесь нет ни одного "кадета",
Ни одного "большевика".
К тому же ко времени написания "стульев" Северянин давно жил в Эстонии и вряд ли авторам стоило бояться претензий с его стороны. Кстати, настоящия фамилия Северянина - Лотарёв, а Ляпис-Трубецкой по слогам и ритму совпадает с Игорь Лотарёв. Возможно, я загоняюсь, но в романе есть замечательный отрывок:

Эх, Трубецкой, Трубецкой!.. Да, кстати. Ляпсус, почему вы Трубецкой? Почему вам не взять псевдоним еще получше? Например, Долгорукий! Никифор Долгорукий! Или Никифор Валуа? Или еще лучше: гражданин Никифор Сумароков-Эльстон?

Все предлагаемые варианты - ямбические, с ударением на втором слоге. Никифор Долгорукий, Никифор Валуа и даже Никифор Сумароков-Эльстон. Потому и пишет Ляпис четырёхстопным ямбом, потому что он Никифор Ляпис-Трубецкой )))

Но, конечно, это лишь мои догадки. Впрочем, в первоначальном варианте история о Ляписе не заканчивалась сценой в редакции. Не сделав никаких выводов из обличительной лекции работяги Персицкого, он бежит домой, где с соседями по квартире Ибрагимом и Хунтовым приступает к написанию оперы о запрятанных в стульях чертежах лучей смерти. И тут неожиданно упоминается пьеса "Дни Турбиных", а в ней есть фрагмент:

Мышлаевский. Лена! Персонально!
Входит Елена.
Уехал. Дает развод. Очень мило поговорили.
Елена. Спасибо, Виктор! (Целует его и убегает.)
Мышлаевский. Ларион!
Лариосик (входит). Уже уехал?
Мышлаевский. Уехал!
Лариосик. Ты гений, Витенька!
Мышлаевский. «Я гений - Игорь Северянин». Туши свет, зажигай елку и сыграй какой-нибудь марш.

И снова Игорь Северянин! Как говорится, это ж-ж-ж неспроста, вот уж, действительно, тушите свет, зажигайте ёлку и играйте марш. )))

Не знаю, рассуждал ли схожим образом Леонид Гайдай, но актера на роль Ляписа он подобрал внешне очень похожего на Северянина)))

P.S. "Дни Турбиных" написал Михаил Булгаков, а это заставляет вспомнить версию Ирины Амлинской об истинном авторстве "Двенадцати стульев" и "Золотого телёнка"...

P.P.S. Для тех, кто заинтересуется идеями Амлински, рекомендую внимательно полистать её ЖЖ, несмотря на то, что новых постов там не появляется много лет.

Булгаков, баловство, стихи, мысли ни о чём

Previous post Next post
Up