Фестиваль завершился. Награды вручены. Гости разъехались. В нескольких словах попробую подытожить свои впечатления.
В очередной раз фестиваль сменил команду организаторов ( значительно ), фирменный стиль ( полностью ), идеологию ( частично ) и место проведения, переехав из Плёса в Юрьевец. Юрьевец, конечно, к Тарковскому имеет отношения поболее, чем Плёс и перевод сюда "Зеркала", по словам губернатора, является восстановлением справедливости, но по мне, больше похоже на ссылку.
Возможно, фестиваль даст импульс развитию древнего города, повысит его туристическую привлекательность, и станет воплощенным в жизнь аналогом Международного шахматного турнира для Нью-Васюков. Но без приведения дороги в приличное состояние, постройки причала и развития соответствующей инфраструктуры в отсутствие инициативы со стороны самих юрьевчан рассчитывать на это - не серьезно.
Много рассуждений и споров вызвала церемония. Впервые в истории фестиваля обошлись без красной дорожки и традиционных свадебных генералов в лице звезд отечественного кино. Дорожку надо кем-то заполнять, но, очевидно, известные артисты по доброй воле в нынешний Юрьевец не поедут. С другой стороны, концерт Бутусова также обошелся в копеечку.
Я для себя так и не решил, был ли отказ от дорожки со звездами в пользу Бутусова лучшим решением.
Фирменный стиль. Авангардно сделали. Необычно. Интересно. Но местами трудночитаемо. Попытки бегло прочесть горизонтальную афишу запросто приводили к тексту: между кино им тар народ фести ковс валь кого. Вертикальная афиша была более удобочитаемой.
К счастью, плюсов было гораздо больше. В плане содержания ивановцы практически ничего не потеряли от новой прописки фестиваля. Не стало "Зеркала Артдокфеста", но "Кампус" Ольги Привольновой даст гораздо больше для роста будущих кинематографистов из нашего города. Программа "Костюм в кино" - вообще находка для Иванова. Все события происходили в кинотеатре "Лодзь", что было очень удобно. Отсутствие утренних сеансов дало возможность большему количеству зрителей познакомиться с фильмами.
Да, случались некоторые сложности и накладки, но команда во главе с продюсером Константином Шавловским прилагала все усилия для их устранения. Хочу отметить вежливость и доброжелательный настрой волонтеров и руководства фестиваля. И беспафосную атмосферу.
В целом, новый формат удался. Буду ждать тринадцатое "Зеркало".
Теперь о результатах и призах. Церемония закрытия была самой скромной в истории фестиваля. Проходила она первом зале "Лодзи". Надеялись на приезд Павла Лунгина и Ринаты Литвиновой, но что-то не срослось.
Вел церемонию Костя Шавловский
Приз зрительского жюри, который теперь вручается ленте из программы отечественных фильмов "Свои", достался Алексею Федорченко за "Войну Анны". В отсутствие Алексея приз отдали Елене Слатиной.
Жюри молодых критиков «ГОЛОС» в составе: Андрея Карташова, Гордея Петрика, Катерины Белоглазовой, Дениса Виленкина, Светланы Семенчук выбрали своего победителя из основного конкурса. Я был уверен, что им станет израильский фильм "Не забудь меня". Однако проблемы неуравновешенной творческой израильской молодежи не тронули сердец молодежи российской и приз достался сербской картине «Восход Эдерлези». Ну, там было на что посмотреть: фантастика, интерьеры компьютерных шутеров, реальная порнозвезда и очень много секса. Я не представляю, как такое кино, в принципе, возможно снять при ограниченных сербских бюджетах. Награду получил режиссер Лазар Бодрожа. Молодчина! Жаль Стою не привез на фестиваль, очередь стояла бы за автографами ))))
Джузеппе Ланчи, оператор "Ностальгии", получил награду за весомый вклад в кинематограф Андрея Тарковского.
Рустаму Хамдамову достался Специальный приз за вклад в киноискусство.
Награду получили актеры, снявшиеся в его последней ленте "Мешок без дна"
А затем на сцену поднялись члены Международного жюри в составе: Марины Разбежкиной (Россия), Милана Марича (Сербия), Гезы Морчани (Венгрия), Алин Ташиян (Турция), Арво Ихо (Эстония). Они вручили три награды. Но перед этим в очередной раз напомнили о голодовке Олега Сенцова.
То, что китайцы получат одну из них, сомнения не было ни у кого. Вопрос был лишь, какую именно. Фильм "Овдовевшая ведьма" получил Приз за выдающиеся художественные достижения. На сцену поднялись режиссер Цай Чэньцзе и продюсер Чжао Фэн
Дальше начались неожиданности. Приз за лучшую режиссуру достался Вахиду Джадидванду за фильм «Ни даты, ни подписи» (Иран). Как я уже писал раньше, это очень русский по духу фильм, и я рад, что жюри сумело выйти из плоскости и наградить эту картину. Так как представителей Ирана в зале не оказалось, ответственность передать награду режиссеру взял на себя Андрей Плахов.
А потом Председатель жюри Марина Разбежкина объявила обладателя Гран-при. И это уже был не просто выход из плоскости, а разрыв шаблона. Победителем фестиваля стал израильский фильм "Не забудь меня"
Как объяснила потом Марина, в этом фильме, вызывающем улыбки, создателям удалось тонко и точно отобразить некоторые подводные течения, протекающие в современном израильском обществе. Мне фильм понравился, но, не до такой степени. Впрочем, я не разбираюсь в проблемах современного Израиля и не являюсь членом жюри.
Награду получили режиссер фильма Рам Нехари
и исполнитель главной роли Нитай Гвирц.
А команде фестиваля достались благодарные аплодисменты зрителей.
Завершил церемонию показ фильма "Вечное возвращение", в память об ушедшей несколько дней назад гениальной Киры Муратовой.
До встречи в следующем году!