Кое-что о недвижимости.

Jun 18, 2009 14:10

Подземный близнец Москвы.


Текст: Дарья Туровская  |  Фото: JP  |  18 марта 2008

Многовековая история строительства Москвы - это не только Кремль и собор Василия Блаженного, Красная площадь и сталинские высотки. Это монастырские подземные ходы и подвалы, подземелья и линии метрополитена, секретные бункеры и таинственные запасники церквей. Это тоже наша Москва, но только подземная. И в подземную историю столицы планируют вписать новые страницы. Что сможем мы на них прочитать?

В глубь веков


Еще со времен Ивана Грозного московские подземелья интересовали строителей. Сколько скрытых возможностей в подземных площадях города… А ведь сегодня Генеральный план развития Москвы не предусматривает подземное строительство как отдельное направление градостроения.

«Московские новостройки растут ввысь, хотя мировой опыт показывает, что до четверти площади вводимых сегодня в Европе и Америке строительных объектов занимают подземные сооружения, - поясняет Сергей Куренков, директор департамента инвестиционного консалтинга компании «Домострой». - Тем не менее меньше тридцати процентов зданий, строящихся сегодня в Москве, имеют подземные коммуникации, сооружения. Казалось бы, есть все возможности для организации подземной инфраструктуры. Комплексное решение проблемы использования подземного пространства могло бы сильно упростить и улучшить структуру наземного строительства. Есть опыт, есть наработки по использованию подземных площадей. Многие столицы и крупные города мира поставили перед архитекторами и строителями очень жесткие требования. Переносят под землю целые торговые дома, парковки, автомобильные и железнодорожные трассы, развлекательные центры».

Все же доля подземного строительства за последние пять лет не превысила 8%. А идеи в свое время озвучивались фантастические. Еще 15 лет назад было предложено строительство подземного «зеркала» центра Москвы. Согласно проекту, подземные улицы должны  полностью дублировать  улицы города. Такие развязки уже давно и с успехом используют во всем мире. В Киеве, под площадью Независимости, выстроен подземный торговый центр. В Минске организована сеть подземных магазинов, а в канадском городе Торонто возведен целый подземный комплекс торговых центров, самый крупный в мире. В Москве хотели соединить под землей Манежную площадь по направлению Тверской улицы с Белорусским вокзалом, а ответвления пустить до  Лубянки, Смоленской площади, Нового Арбата и Кудринской площади. Однако принятые к исполнению варианты развития подземной инфраструктуры не позволяют сегодня создать единую сеть подземных коммуникаций. Сегодня московское подземелье состоит из множества  не соединенных между собой объектов, но планы по комплексному освоению пространства под землей существуют, и они довольно масштабны.


«Научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы просчитал, что, по самым скромным подсчетам, строительство комплекса подземных объектов потребует два года - с 2008 до 2010, - комментирует Айдар Галеев, директор департамента консалтинга и исследований компании «Миэль - Коммерческая недвижимость».  По данным компании "Пересвет- Групп" к 2010 году в Москве планируется построить от 1,88 млн. кв. м до 3 млн. подземных многофункциональных комплексов, а под знаменитой Пушкинской площадью будет создано единое пешеходное пространство, объединяющее станции метро «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская». Пешеходная зона по землей в районе памятника Пушкину составит 25,3тыс. кв. м., добавляют в "Пересвет-Групп".

Большая часть площадей отдана под подземные парковки. Часть будет выделена на строительство трасс и подземных дорог, и еще часть - на строительство подземных объектов торгово-развлекательной тематики. Подземное строительство также предусмотрено при реконструкции Ленинградского проспекта. На участке от Камергерского переулка до начала Манежной, под Тверской будет построена подземная парковка. А под знаменитой Пушкинской площадью будет создано единое пешеходное пространство, объединяющее станции метро «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская».

Долгосрочные планы

По сравнению с начальными планами застройки этих участков, из них исчез торгово-досуговый центр. Что же касается парковки на тысячу машин, она будет построена под Пушкинской площадью. Самым крупным подземным комплексом в Москве может стать торговый комплекс под площадью Белорусского вокзала. Такой комплекс является частью проекта реконструкции Тверской заставы. Размеры будущего подземного центра с супермаркетом, кинотеатром и двумя ярусами подземной парковки - 115 тыс. кв. м.


Проект строительства подземного комплекса под Белорусским вокзалом - один из самых дорогостоящих строительных проектов Москвы. По самым скромным подсчетам, бюджет строительства оценивается в $220-250 млн. Кроме того, проектами предусмотрены серьезные изменения подземных коммуникаций других вокзалов. Под Павелецким вокзалом уже ведутся подземные строительные работы. Рижский  потеряет товарный двор, а взамен получит новейший современный подземный терминал для пригородных поездов и электричек. Изменения под вокзалом Рижского направления уже запланированы.

Московский международный деловой центр «Москва-Сити» тоже не остался в стороне. Под землей вырастет целый подземный город, с проспектами, улицами, магазинами, бутиками. Проект этого центра был представлен на международной выставке в 2007 году в Каннах. Контролируемый климат помещений, дополнительный подземный терминал для скоростных поездов, новейшие технологии позволят Центру занять ведущее место в мире, а Москве - стать не только наземной, но и подземной столицей. Больше двадцати объектов планируется построить под землей. Это будут подземные парковки и дополнительные торговые площади, вокзалы и развлекательные центры, офисные помещения.

Кроме Пушкинской площади, подземные центры планируется построить под Смоленской, Калужской, Сухаревской и Тургеневской площадями и площадью Гагарина. Подземные работы охватят весь город, от центральных районов до достаточно удаленных от центра точек. Планируются подземные работы в районе метро «Шоссе Энтузиастов» и метро «Петровско-Разумовская».

Высокая цена столичной земли, заставила обратить внимание на еще не освоенное подземное пространство города. Правда, подземное строительство все еще страдает отсутствием единой нормативной базы. В отличие от наземного строительства, подземные коммуникации с трудом поддаются последующей перестройке и модернизации. Иногда просто невозможно снести какой-то объект и на его месте построить новый. Этим обуславливается необходимость строить так, чтобы эти коммуникации служили не десятки, а сотни лет. И важно, чтобы все эти годы объекты подземного города отвечали нормам безопасности и все городское хозяйство функционировало без перебоев.


В Москве наличие некоторого количества подземных строений, уже присутствующих на плане города, сильно затрудняет процесс планирования и развития подземных сооружений. Кроме того, сложная геологическая и гидрогеологическая обстановка ограничивает сегодня возможности расширения подземного строительства. Конечно, существуют различные аспекты этого вопроса. Развитие инфраструктуры Москвы напрямую зависит сегодня от развития подземных московских коммуникаций. Появление парковочных площадей, трасс и подземных туннелей сильно разгрузит наземную часть города от автомобильного нашествия.

Возникает вопрос: насколько же это экономически выгодно? «Не стоит забывать, что подземное строительство много дороже, чем наземное, - говорит Сергей Лобкарев, директор департамента развития бизнеса УК «МИАН». - Каждый уровень подземных коммуникаций увеличивает стоимость объекта строительства на треть, а то и в два раза. В некоторых случаях, в связи со сложными геологическими ситуациями, стоимость строительства может возрасти в десятки раз». Если говорить о минус втором и ниже этажах, то их строительство на 25-40% дороже наземного строительства, добавляет Айдар Галеев. Таким образом, себестоимость квадратного метра под землей возрастает до $2000-2400. Сегодня подземное строительство в Москве только зарождается, и трудно оценить доходность таких объектов.
Освоение московского подземелья может стать одним из самых крупных проектов со времен восстановления Москвы после пожаров 1812 года. Объединение проектов, усилий, инвестиций может привести к появлению новой Москвы, подземного центра будущего. А вместе с ним и к появлению новых возможностей для бизнеса, улучшения жизненного уровня, повышения экономической эффективности и развития инфраструктуры. Мегаполис получит свое зеркальное, подземное отражение и мощный толчок к новому витку экономического и социального развития.

Реализуемые проекты (Данные «Миэль - Коммерческая недвижимость»)
Краткое
название
Адрес (улица)
Общая площадь
(кв. м)
Арендуемая
торговая
площадь (кв. м)
Состояние 
Охотный Ряд
Манежная пл.
62 711  
29 400  
сущ.
Тверской Пассаж
Тверская ул.

сущ.
Молл Тверская Застава
Тверская Застава пл.
113 500  
35 700  
строящ.
Павелецкий
пл.
Павелецкого вокзала
113 010  
41 000  
строящ.
Смоленка
Смоленская пл.
32 000  
14 300  
строящ.
ТРК Арбат-
Москва
Новый Арбат
340 000
206 500
планир.
Академика Сахарова
пересечение ул. Академика Сахарова и Садовой-Спасской ул.
12 000  
4200  
планир.
Болотная площадь
Болотная пл.
12 000  
16 275
планир.
http://sob.ru/issue2404.html

Живописный андеграунд, или Мир метро.


Текст: Ася Ильина  |  Фото: omegacentre.bartlett.ucl.ac.uk  |  07 мая 2009

аждая европейская столица по праву гордится своим метро. Так уж сложилось, что скоростной подземный транспорт - это не только средство передвижения, но и собрание архитектурных достопримечательностей, достойных внимания туристов. Как правило, приезжие попадают в метро чужого города случайно, но, плененные красотами европейских подземелий, нередко забывают о том, куда направлялись.


Одним из самых живописных и необычных метрополитенов мира по праву считается подземка Стокгольма - Tunnelbana, что в переводе со шведского означает «дорога в тоннеле». Сами шведы гордо называют его «самой длинной художественной галереей в мире». Общая протяженность линий стокгольмского метро - 110 километров, и абсолютно каждая из 101 существующей станции представляет собой уникальное произведение подземного дизайна. В создании стокгольмского Tunnelbana принимали участие более ста художников, архитекторов и скульпторов Швеции. Среди них были и признанные мэтры, и очень молодые творцы, непрофессиональные коллективы и даже студенты-первокурсники. Кроме того, над концепцией украшения метро работала команда психологов, которая и отбирала произведения искусства, способные избавить горожан от клаустрофобии и прочих стрессов, возникающих при ежедневном спуске на глубину. Так, в пещерах метро (тоннели подземки действительно пробиты в горных породах) появились разлапистые фигурки пингвинов, трехметровые изображения клоунов, изящные столы и стулья - образцы нового шведского дизайна, расставленные прямо на платформе, копии экспонатов самых известных музеев, замурованные в стены по соседству с расписанием поездов, и живописные мозаичные панно. А еще в стокгольмском метро периодически выступают бригады профессиональных комиков: их нанимает руководство транспортной компании, для того чтобы поднять пассажирам настроение.


Впрочем, чопорный Лондон считает, что идея приглашать выступать в метро профессиональных деятелей искусства принадлежит именно ему. И действительно, знаменитая акция «Поэзия в метро» была придумана в столице Великобритании. Кроме того, Лондон никогда не забывает о том, что именно его метро - старейшая в мире подземная городская железная дорога. Первая ее очередь, названная «Метрополитен-лайн», была открыта в 1863 году. Название этой линии превратилось во многих языках мира в нарицательное слово «метрополитен», обозначающее городскую систему внеуличного рельсового транспорта. Сами же англичане называют свое метро «подземкой» (Underground), а участки глубокого заложения - «трубой» (Tube). Исторические станции лондонского метро интересны прежде всего как памятники инженерного искусства, а ярчайшим образцом современной метроархитектуры можно считать Jubilee Line Extension (JLE) - продолжение лондонской Юбилейной линии. В свое время этот участок из 11 станций разбили на отдельные сегменты и раздали лучшим британским архитекторам, в том числе Норману Фостеру, Майклу Хопкинсу, Крису Уилкинсону, каждый из которых создал свою станцию. Кто-то совместил привычные платформы с магазинами, развлекательными центрами и ресторанами, кто-то создал гимн конструкциям. Визитной карточкой этой линии считается станция Canary Wharf: вход на нее решен Норманом Фостером как огромный прозрачный купол, больше напоминающий панцирь. Любопытно, что лондонское метро, в том числе и его самые молодые станции, признано съемочной площадкой номер один среди всех достопримечательностей Великобритании. Всего в британской подземке снимали кино более 200 раз!



Технические новшества не чужды и парижскому метрополитену, за которым прочно закрепилась слава смелого экспериментатора. В 1950-х здесь ради уменьшения шума и вибраций колеса метропоездов одели в резиновые пневматические шины, а не так давно в Париже открылась новая, полностью автоматическая линия, на которой поезда ходят без машиниста. Если вспомнить о том, что первый поезд парижской подземки, пущенный в июле 1900 года, состоял всего из трех деревянных (березовых) вагонов, можно уверенно сказать: французское метро сделало воистину колоссальный шаг к прогрессу. Один из символов парижского метро - кованые навесы в стиле ар-нуво над входами, созданные по проекту известного архитектора Гектора Гимара. До наших дней сохранилось 86 таких «воротец». Еще одна общепризнанная достопримечательность - станция Louvre-Rivoly, где в витринах выставлены копии экспонатов Лувра. Внимания туристов также заслуживает станция «Лионский вокзал», на которой устроена самая настоящая оранжерея.


Афинское метро официально стало называться так лишь недавно. В течение 130 лет его именовали Городской железной дорогой. Связано это с тем, что первая линия на окраинах города проходила по поверхности и лишь в самом центре уходила под землю. При сооружении тоннелей в богатейшем культурном слое столицы Греции археологи обнаружили множество античных артефактов, впоследствии образовавших музейную экспозицию, которая теперь демонстрируется на каждой станции афинского метро. Особенно впечатляет станция «Синтагма», что у Парламента: здесь сохранен срез пласта афинской земли, где очень хорошо видны культурные слои последних двух-трех тысяч лет. Среди других объектов показа - древние подземные коммуникации и даже захоронения.

Будапештская подземка - первый в мире метрополитен, построенный сразу электрическим. Так уж сложилось исторически, что здесь существуют линии разного «калибра» - «узкая» и «широкая». Колея в обеих системах одинаковая, а вот габариты тоннелей и вагонов существенно различаются: «узкий» поезд может ходить по «широким» линиям, но будет иметь опасно большой зазор с платформами станций, а вот «широкий» поезд просто не влезет в «узкую» линию. С точки зрения туриста наиболее зрелищной является как раз историческая «узкая» Линия 1, на схемах обозначенная оранжевым цветом. Здесь пассажиры перемещаются на древних скрипучих составах из двух желтеньких вагончиков, более похожих на трамваи, чем метропоезда. Кроме того, почти на всех станциях оборудованы стенды и выставлены экспонаты, рассказывающие о строительстве этой линии.

Самое молодое метро в Европе - подземка испанского города Бильбао, прославившегося на весь мир благодаря необычному зданию Музея Гуггенхайма. Метрополитен для этого «оазиса искусства», состоящий из двух линий, в 1987 году начал проектировать сэр Норман Фостер. Здесь всего две линии, но каждая станция представляет собой воплощение строгости и функциональности стиля хай-тек, гармонии современных материалов, остроумной системы переходов и навесных платформ, благодаря чему подземка Бильбао почти так же сильно любима туристами, как и его наземные архитектурные достопримечательности.

http://sob.ru/issue-24-3589.html

Как найти выход из безвыходной ситуации?


Текст: Алла Снегина  |  Фото: Fotobank.ru/gettyimages  |  17 марта 2009

Лабиринт - вот что часто приходит на ум при мысли о кризисе… Древнее сооружение из длинных, запутанных коридоров, из которого очень сложно найти выход. Не у всякого есть план лабиринта или нить Ариадны, помогающие выбраться из путаницы ходов. Однако лабиринты бывают разные. И, говорят, даже есть проверенный способ находить выход…

Связь с миром мертвых


Как всем древнейшим сооружениям, лабиринту свойственна кажущаяся простота, но скрытый сакральный смысл. Как, например, Стоунхенджу (который, кстати, по энциклопедическим данным, был создан даже раньше, чем первый в мире - египетский - лабиринт). Назначение Стоунхенджа неизвестно до сих пор… Как, впрочем, и многих лабиринтов.
Считается, что лабиринт связан с миром мертвых. Такое поверье, в частности, имеется в скандинавском эпосе. Например, саамы (народ, населяющий часть земель в Скандинавии и в Карелии) строили лабиринты над захоронениями своих предков, для того чтобы души умерших не могли вернуться из райского загробного мира в мир живых: душа должна заблудиться в лабиринте и отправиться обратно.

В Древнем Египте назначение лабиринтов было несколько другим, хотя также было связано с именем царя потустороннего мира - Осириса. Египетский лабиринт был одним из семи чудес света, описанным в частности Геродотом и Плинием. Это сооружение было сконструировано из красного мрамора и известняка. Позже, с закатом цивилизации, этот храмовый комплекс, в котором приносились жертвы богам, был разобран, а материал пошел на другие нужды.

Жилище Минотавра


Один из крупнейших лабиринтов - Кносский - был обнаружен английским археологом Артуром Эвансом на острове Крит в 1900 году. Раскопки велись тридцать лет, в результате чего на поверхность «выступил» целый город-дворец с различными постройками, сгруппированными вокруг большого внутреннего двора, соединенными переходами и лестницами на разных уровнях. Ученые выяснили, что строилось это сооружение 1300 лет. Однако сохранились не только стены, но и фрески, скульптуры, рельефы, изображающие грифонов, быков, морских животных, а также людей.
Если верить мифам Древней Греции, то это и есть лабиринт Минотавра, построенный Дедалом по приказу царя Миноса. Из него, благодаря нити Ариадны, выбрался живым герой Тесей, что символизирует избавление от смерти или второе рождение.

От Китая до Соловков

В других странах понимание лабиринта несколько трансформировалось. Например, в Китае лабиринт считался оберегом, если был построен на входе в город, потому что китайцы верили, что злые духи могут передвигаться только по прямой. Лабиринт, как система запутанных ходов, был способен защитить от духов.

В Непале, в предгорьях Эвереста на высоте 4 тысячи метров, возле монастыря Тяньбоче расположен рисовый лабиринт. Информации о нем мало, но можно предположить, что и он как символ несет в себе именно защитную функцию.


В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Согласно одному из толкований, местные рыбаки сами строили их, чтобы, проходя извилистый путь, обеспечить себе богатый улов и успешное возвращение домой. Однако, как уже упоминалось выше, скандинавские народности связывали лабиринт и с защитой от мира мертвых.
Очевидно, такое же предназначение у лабиринтов, существующих на Соловецких островах. Там их около сорока. Первое письменное упоминание о них относится к 18 веку в описании Соловецкого монастыря, составленном архимандритом Досифеем: «На острове Заяцком, близ коего стоял российский флот, повелено было Государем (Петром I, - Прим. ред.) соорудить деревянную церковь во имя святого апостола Андрея. Также неподалеку от этой церкви выкладен был на земле в два ряда булыжных камней вавилон, или лабиринт, который и поныне виден».

Лабиринты же, находящиеся в южной части Большого Соловецкого острова на побережье Белого моря, археологи датируют I-II веками до нашей эры (что сопоставимо с появлением самых первых лабиринтов в Египте!). Точное их предназначение, тем не менее, так и не известно.

В поисках выхода

Лабиринты, как одни из самых загадочных творений неизвестных античных архитекторов, продолжают оказывать влияние на современное искусство, и не только на него. Например, уже изобретены роботы, способные проходить лабиринт! Правда, виртуальные, то есть в виде программных кодов…


Многие пытались установить универсальные правила прохождения лабиринтов. Так, Хорхе Луис Борхес писал в своем знаменитом рассказе «Сад расходящихся тропок»: «Указание сворачивать всякий раз налево напомнило мне, что таков общепринятый способ отыскивать центральную площадку в некоторых лабиринтах. В лабиринтах я кое-что понимаю…»

Философ Сенека утверждал, что, преодолевая лабиринт, главное - не спешить и не оглядываться: «Таким образом люди только удаляются от достижения той цели, к которой стремятся, и чем сильнее стремятся к ней, тем больше затрудняют себе путь и только идут назад. Так именно бывает с теми, кто торопится выйти из лабиринта. Сама торопливость замедляет их».
Так что, пожалуй, если представить себе ситуацию с кризисом как лабиринт (запутанное пространство, логика которого ускользает от нас), то худшее, что мы можем сделать, - это паниковать и спешить к выходу. Может быть, стоит прислушаться к советам мудрецов?

http://sob.ru/issue-24-3456.html

метро, история, недвижимость, мифы, археология, лабиринт, наука, самое-самое, подземное строительство

Previous post Next post
Up