В честь учебной группы по расстановкам у меня случился
страшный сон, который было срочно решено «расставить» с целью а) спасти меня от
чувственной колотилки, б) продемонстрировать группе технологию работы со снами
в подходе семейных и структурных расстановок. На Наташках, как говорится, тренируемся
=)
Ниже - мое краткое описание этапов «сонной расстановки» без
претензии на истину высшей инстанции, поэтому вопросы и дополнения
приветствуются.
Этапы «сонной
расстановки»
- Сбор запроса Клиента
- Клиент рассказывает сон, терапевт
поддерживает проявления чувств во время рассказа, замечает места, которые у
Клиента вызывают наибольше «слез, нервов, любви» = чувств;
- терапевт не задает классических
волшебных вопросов «Что должно поменяться после расстановки?» или «Какой
результат ты бы хотел получить?», ибо сны не поддаются никакой логике клиента;
- запрос, на который может дать
ответ расстановка сна, звучит приблизительно так «О чем этот сон для меня в
моей жизни?».
- Определение и выбор фигур
расстановки
- терапевт вместе клиентом определяют фигуры для расстановки,
ими могут быть ключевые персонажи или предметы из сна, с которыми связаны самые
сильные чувства, а также сами эти чувства;
- Клиент выбирает заместителей на
роль фигур из участников группы, опираясь на собственные ощущения или как карта
ляжет =)
- Расстановка фигур (1-й образ)
- Клиент расставляет выбранных заместителей в пространстве в соответствии с
внутренным видением и чувствованием на те места, которые они по его ощущениям
занимают.
- Сбор информации с первого
образа
- терапевт обращается к заместителям
фигур, предлагая им прислушаться к собственным ощущениям. Далее каждый
заместитель делиться возникшими в расстановке собственными чувствами и
ощущениями, чувствами к другим фигурам, связанностью с кем-то и др;
- терапевт наблюдает за тем, чьи
места с точки зрения семейных (системных) порядков занимают заместители;
- терапевт спрашивает у Клиента, как
ему отзывается то, что происходит в расстановке, что вызывает больше всего
чувств, что он узнает.
5. Перемещение фигур (2-й образ)
- заместителям предлагается найти
место, комфортное для них.
В расстановках сна заместители не
обязательно двигаются, могут оставаться на своих местах, и выходит, что первый
образ (соображения клиента) и второй (устройство системы) не отличаются особо. Для
меня это объясняется тем, что сон - особенно свеженький =) - сложно осмыслить, интерпретировать,
поэтому первый образ достаточно правдивый
С повторяющимися снами картина может
оказаться другой, человек достаточно долго искал объяснение таким сновидениям,
поэтому там может быть много ложных смыслов объяснений.
- Клиент становится на свое место
в расстановке
- проясняется, как меняются чувства
и ощущения у заместителей, когда сам клиент становится в расстановку;
- отслеживается главная динамика
между клиентом и… (в каждой расстановке свое), и решается. Для этого особо
внимательно проясняются чувства и послания, возникающие к этой фигуре.
Например, в моей расстановке у меня
постоянно возникала фраза «Я безысходно беременна». Толчком к движению дальше стал вопрос Саши
Рязанцева «Кому в своей жизни ты могла бы адресовать это послание?». Дальше были
сопли, злость и любовь =)
Правильный образ системы в расстановках сна можно не ставить. Во-первых, его может не быть, и
тогда необходимо для каждой фигуры искать свое место. Во-вторых, необходимо
следить за энергией в расстановке, за ресурсом Клиента - готов ли он идти
дальше, либо же ему достаточно того, что произошло. Впихивать невпихуемое не
входит в обязанность расстановщика =)
Предполагаю, что разные расстановщики (школы) применяют разные техники, но база
схожая. С запросом клиента про сон я, как расстановщик, буду работать приблизительно
так. Сновидения мне самой очень интересны и давно, работала с ними в подходе
гештальт-терапии, а после собственной «сонной расстановки» сны кажутся для меня
еще более соблазнительными =)