27 ноября 2012 года Государственный музей искусств Узбекистана сообщил искусствоведам, представителям СМИ
и общественности результаты проведённой атрибуции картины "Оплакивание Христа".
1
Многие годы эта картина демонстрировалась в залах нашего музея,
автором считался "неизвестный художник".
Пришло время заняться "здоровьем" картины...
Эту ответственную работу поручили молодому художнику-реставратору Дильшоду Азизову,
который ранее по итогам Top-arT-2010 был признан "Реставратором года".
2
Атрибуции этого полотна дали повод предположить,
что оно принадлежит кисти Паоло Веронезе…
Дильшод посвятил нас в тонкости исследований этой картины.
Со слов Азизова я расскажу Вам о некоторых способах атрибуции.
Для анализа композиции картин сравнивались
четыре картины Веронезе на одну и ту же тему.
На фото две верхние картины из ранних работ художника,
первая из частной коллекции, вторая из Веронского музея.
Две нижние из поздних работ, третья из Эрмитажа, четвёртая из нашего музея.
3
Вы заметили идентичность композиционного построения?
Формат картины он брал в квадрат, а фигуры в круг - символ бесконечности,
символ вечности, символ Бога, не имеющий ни начала, ни конца.
Также в его круге всегда есть пирамидальный центр…
Если интересно, то попробуйте сами найти общность композиций картин.
А вот процесс сравнивания образов на разных полотнах
Рассматриваем лицо Христа.
4
Для облегчения анализа, лицо на одной из картин посмотрим в зеркальном отражении.
5
Такое сравнение даёт возможность предположить,
что натурщиком был один и тот же человек.
Исследуя полотно ультрафиолетовыми, инфракрасными и рентгеновскими лучами Дильшод тщательно,
слой за слоем, отслеживал все вмешательства и доработки картины.
Ультрафиолетовыми лучами просматриваются слои до 100 летней давности, глубже просматривают инфракрасные,
а рентгеновские показывают нам самые глубокие слои до самого холста.
6
Далее проводился химический и углеродный анализы, анализ самого холста.
Я рассказала только о малой части атрибуции картины.
Впереди ещё очень много работы по реставрации….
Все анализы и доказательства будут разосланы в ведущие музеи мира
для подтверждения авторства картины.
Несколько слов об организации вечера. Всё было торжественно и красиво.
Одну из стен зала полностью занимала копия картины Паоло Веронезе.
Девушки в венецианских костюмах прогуливались между гостями и угощали вином.
Ожидание праздника витало в воздухе.
7
Особенную благость придавало присутствие и выступления
Высокопреосвященнейшего митрополита Среднеазиатского Викентия и
Настоятеля прихода Римско-Католического Храма Святейшего Сердца Иисуса отца Станислава.
8
Отец Станислав с вдохновением пересказал нам библейский сюжет картины.
9
Народный художник Узбекистана, Действительный член Академии художеств, профессор Сабиржан Рахметов с улыбкой
и юмором рассказал об истории нахождения картины в нашем музее, о своих студентах, любивших делать копии с этого полотна.
10
Заключительное слово было дано одному из учителей Дильшода Азизова -
Абдуразакову Абдугани Абдуразаковичу.
11
Выступавшим задавалось много вопросов. Запомнились два.
Где теперь будет эта картина? Она останется в нашем музее.
Какова цена? Она бесценна.
Спасибо Государственному музею искусств Узбекистана за прекрасный и познавательный вечер!