Nov 13, 2011 10:56
В свете новостей о "черных риэлторах" из Ингушетии, обналичивавших жилищные сертификаты, пришла мысль написать об этом и не только.
Что касается сертификатов, то они выдавались на улучшение жилищных условий. Суть такова: обладатель сертификата заключает договор с продавцом жилья, предоставляет этот договор, а также переоформленное на обладателя сертификата жилье и прилагающие документы и подает эти документы на перечисление средств на лицевой счет продавца в Сбербанке.
Теперь о риэлторах. Стоимость кв. м. жилья в каждом регионе оценивается по-разному. Устанавлиевает эту цену Минрегионразвития. В Ингушетии кв.м. стоит около 19 тыс рублей, а, к примеру, в Москве около 75 тыс рублей. При этом, право на выбор места жительства никто не отменял. Это значит, что владелец сертификата может вполне купить жилье в Москве или ином регионе. А вот теперь о схеме.
Поскольку те, кто получил сертификаты не могут себе позволить ехать в Москву и проводить сделки купли-продажи жилья и ждать несколько месяцев пока продавец получит деньги, они просто продают сертификат. Т.е. выписывают доверенность, а по факту получают деньги не 19 т.р., а по 24-26 т.р. за кв.м. Дальше схема понятна. Юридически придраться сложно.
Но я больше хотел написать о помощи молодым семьям в Ингушетии по госпрограмме.
Ранее, при выделении средств на улучшение жилищных условий молодых семей, действовала та же схема: договор купли-продажи, перевод средств на счет продавца, обналичивание средств со счета продавца, получение отката продавцом и обратное оформление права собственности на жилье на имя продавца. 98% таких договоров,которые прошли через регистрационную службу и за которые перечислялись деньги - фиктивные. Это и понятно: при стоимости квартиры в 1,5 млн рублей, государство оплачивает около 30%,а остальные должен оплачивать глава молодой семьи. Если бы у него были такие деньги, он бы давно построил себе дом.
Сегодня решили с этим бороться. Схема такова: властями определяется застройщик,на счета которого и будут переводиться 30% госпомощи от стоимости жилья, а остальные 70% платить глава молодого семейства.
Уверен, 95% участников программы не имеют возможности оплачивать бОльшую часть стоимости жилья, а значит, программа "встанет". И тот механизм борьбы с присвоением средств, на мой взгляд, неэффективен.
Учитывая, что за 400-500 тыс рублей в республике можно построить "коробку" (дом с крышей без ремонта), на мой взгляд, можно было бы выдавать средства семьям, не имеющим возможность вносить те самые 70%, но имеющим в собственности, к примеру, больше года земельный участок, на котором семья обязуется построить дом в течение одного года. Гарантией исполнения обязательств со стороны молодой семьи будет залог в счет обязательств участка земли, который у них в собственности. В случае исполнения обязательств, залоговое обременение снимается. А если потратил средства на другие нужды - земля, стоимость которой приблизительно такая же, остается у государства.
Думаю, это один из эффективных способов реализации программы помощи молодым семьям.
Повторюсь, та схема, которая сегодня выбрана властями, неэффективна из-за того, что программа теряет свой смысл - улучшения жилищных условий...
PS.: Друзья, предложите и свои варианты реализации программы. Если выйдет что-нибудь толковое, донесем до властей.
программа помощи,
государство,
жилищные условия,
молодая семья