Эта история началась осенью 2010 года. Подходил к завершению первый велосезон. Катать становилось скучно. В Ростовской области одна лишь степь да степь. Мы все чаще стали разговаривать о велосипедных походах в горы. Однажды
gavritskov_v кинул мне ссылку на видео, где была лайв-съемка велопохода из гор в море. Глаза загорелись. Решили мы быстро - надо ехать!
Раньше я и не знал о легендарном
мар шруте номер 30. Даже существует сериал ("Маршрут") с Абдуловым в главной роли. Только там совсем другая история..
Всего за несколько дней в мозг загрузилось огромное количество различной информации по теме. Что? Где? И когда? Мы примерно определили маршрут, доставку и эвакуацию, необходимое количество дней отпуска. По совету бывалого походного волка, утвердили идеальное время для поездки - середина лета. Купили всё необходимое недостающее оборудование, одежду. Но самое главное - я приобрел новый велосипед!
О предстоящей поездке я думал каждый день, жизнь становилась ярче.
Весной начались тренировки активного катания, я стал постоянно ездить на работу на веле, если позволяла погода. Выходных без велосипеда практически не было. Однако беда была в том, что по области было невозможно найти местность с похожим перепадом высот, поэтому трудно было оценить готовность к походу. Такой профиль мы никогда не катали.
Полностью наш
путь выглядел так:
План похода был таков: выезжаем в пятницу (15/07) вечером поездом номер 436*ЕА РОСТОВ ГЛ - БЕЛОРЕЧЕНС в 22:24. Прибываем в
Белореченск в 04:53. Около семи утра электричка до
Хаджоха (посёлок Каменномостский). Утром (16/07) начинаем подъем на
Лагонакское нагорье, проходим КПП
заповедника доезжаем до места первой ночёвки -
приют Фишт . На следующий день (17/07) добираемся до
озера Хуко и остаёмся там на очередную ночёвку. Далее (18/07) "весёлый спуск" к приюту Бабук-Аул, ночуем. И в заключительный день нашего похода катим в Солох-Аул, далее Дагомыс и Лоо. Отправка обратно в Ростов вечером (19/07) в 20:55 поездом 642ЖБ ЛОО - РОСТОВ ГЛ. Прибытие 20/07 в 07:26.
По плану имелся дополнительный день. Запас на случай травм, поломок, плохих погодных условий и так далее. В случае самого позитивного развития событий в этот день остаёмся либо на приюте Фишт, либо на озере Хуко. Ох уж этот "свободный" день.. :)
Для перевозки велосипеда в поезде, Виталик приобрёл велочехол, а я решил использовать для этого тент размером 2*3 и липкую ленту. Выглядело это примерно так:
За несколько дней до отъезда, я полностью собрал рюкзаки и загрузил вел. Это было ужасное зрелище. Я понимал, что велосипед сильно перегружен, пробовал уменьшать объем и вес необходимых вещей. Но в итоге мало что получалось изменить.
В пятницу (15/07) был мой последний рабочий день перед поездкой. Время тянулось очень медленно. Дома ждал готовый велосипед и рюкзаки. Естественно нормально работать в тот день не получилось. Мысленно я был уже в горах. Весь день так и прошел отречённо от работы..
И вот наконец-таки любимые "17:00",прощаюсь с коллегами, бегу на остановку, автобус на "северный", час пути и я дома! Около восьми вечера мы собрались возле моего подъезда, одна ужасная фотография..
..и мы покатили на вокзал.
Впервые пришлось управлять столь груженным велосипедом, слишком перегруженным получилось заднее колесо, постоянно казалось, что велосипед вот-вот перевернётся, поворачивать было трудно, особенно на скорости. Однако оказалось, что ко всему можно привыкнуть и где-то через 5-7 км эмоции поутихли.
Мы быстро добрались до вокзала, расположились в небольшом подобии парка возле главного входа и начали спокойно разбирать велосипеды и готовиться к погрузке.
Мы долго спорили насчет поезда - купе или плацкарт, плацкарт или купе. Было перечитанно огромное количество форумов для выбора лучшего места перевозки велосипедов, в итоге решили "ни мне, ни тебе" и купили туда купе, обратно плацкарт.
Вагон поезда "туда" оказался нового образца..
..в общем нихрена не поместились наши велосипеды, полка над проходом, на которую я расчитывал, была сильно уменьшена и туда не помещался даже один велосипед. Мы оставили их в проходе, но проводник не разрешал так ехать. В итоге мы купили "чайной продукции" на 200р. и наши велосипеды поехали с комфортом в купе проводника.
В пять утра мы прибыли в Белореченск, расположились на перроне вокзала. Ждать электричку оставалось около двух часов, устроили перекус - еду заботливо подготовила в дорогу тогда еще будущая жена :)
Как только присели, сразу же нарисовался ара-таксист, предлагал "недорого" и "быстро" отвезти. Конечно был соблазн сэкономить несколько часов времени, но когда мы узнали, что электричка стоит копейки по сравнению с такси, то сразу отказались. Он еще долго ходил и спрашивал а не передумали ли мы.
Точно по расписанию прибыл наш транспорт, закидали вещи и поехали.
Ехали довольно долго, около двух часов. Поезд не спеша тащился в горы. Пейзаж был одинаковый и скучный, я долго ждал "ну когда же будут горы, ну когда же будут горы.." и в итоге задремал.
И вот мы приехали в Хаджох, выгрузились, собрали велосипеды, закрепили рюкзаки и поехали.
Сразу за вокзалом оказался небольшой рынок, чуть в стороне был умывальник, там переоделись, умылись. Солнце уже было злым, поэтому сразу в ход пошел крем. На выезде из поселка пополнили запасы воды. Теперь вперед на плато!
Сначала был хороший асфальт, автомобилей мало, подъем постепенный, ехалось довольно быстро и комфортно. Местность вокруг была фантастической после унылого серого города - справа обрыв, внизу шумит Белая, а слева неподражаемые горные породы. А воздух, воздух.. это сложно описать..
После моста через реку перед Даховской, подъем стал заметно круче, да и дорога стала более разбитой. Ноги забивались, нагрузка совершенно другая. Вода как топливо выпивалась в нереальных количествах, пополнить запасы по пути можно было например в роднике, бьющем прямо из горной стены.
По пути встретили торговую лавку с медом, при ней была кухня и небольшой столик под навесом. Решили отдохнуть и выпить чая. В итоге я выпил кружки три вкуснейшего чая с отличным горным медом. Уезжая спросил хозяина как называется его лавка - ранчо "Медовая пчелка", рекомендую.
Асфальт закончился, а подъем все продолжался и продолжался. Ноги "кипели", приходилось чаще останавливаться. Виталик начал отставать, я злился, ведь еще ехать и ехать. Становилось понятно, что до приюта Фишт мы конечно же не доедем, ведь еще не въехали даже в заповедник. Небо полностью затянуло тучами, пошел дождь, постепенно перешедший в ливень.
Мы уже тащились пешком, никто не понимал как и где ставить лагерь, мы шли и шли вдоль дороги. Напротив базы МЧС, увидев наш жалкий вид, нам предложили остановиться в домиках. По финансам мы на это не рассчитывали, однако нам предоставили бюджетную комнату без постели, зато туда поместились оба велосипеда и была возможность высушить все вещи.
Переодевшись, мы сходили в кафешку покушать, был вариант даже попариться в бане, однако усталасть была нереальная и мы быстро завалились спать.
В первый день мы проехали всего 37 км из планируемых 60-ти с подъемом 1250 метров. Данный факт ломал весь план похода. Была некая неопределенность в возможности его продолжения.
Проснулись рано, вокруг тишина, прохладно. Самая веселая фотография за весь поход. "Дальше ехать? А надо?"
Надо ехать! И мы дальше двинули - впереди заповедник. После первого дня невероятно болела та самая точка под номером пять. :) Первые кручения педалей это был еще тот цирк. Гордое слово "кордон" на деле оказалось будкой с заспанным охранником, заплатили деньги - получили билеты. Паспорт понадобился только один. Все оформили и покатили искать место для завтрака.
Совсем недалеко обнаружили отличную смотровую площадку, близ которой добрые люди оборудовали столик и скамьи из дерева. Ели кашу, пили чай.
Завтрак получился "на троих". Наглый местный житель долго не стеснялся.
Небольшая соечка.
Вид с плато Лаго-Наки нереальный!
Лишь облака чуть подпортили вид.
Дальше был опять подъем. Небольшой, но подъем. На груженом велосипеде ехать было невозможно - слишком каменистой была тропа. Велосипед тащил как верного железного осла коня.
Редкие моменты, когда можно было чуток прокатиться.
Эти моменты были совсем уж редкие. Максимум километр примерно мы смогли именно ПРОЕХАТЬ в тот день.
Чуть в стороне от пути можно было наблюдать карстовые провалы.
Знаменательная высота - 2000 метров!
Вершины становились ближе. Оштен приветствовал нас.
Альпийские луга вокруг и преданные железные ослы кони.
На р. Армянка мы встретили сочувствующих нам туристов, у них уточнили что до приюта Фишт еще 14 км! Постоянные спуски-подъемы с велосипедом отнимали много сил. Двигались тяжело и медленно. Самое обидное - нас обгоняли пешие туристы с рюкзаками на плечах.
На перевале Гузерипль случилось то, чего я опасался еще в Ростове - из-за большого груза лопнул болт крепления багажника. 3,14#@%Ц! 3,14#@%Ц! 3,14#@%Ц!
Багажник перекосило. Левый рюкзак цеплял спицы и блокировал колесо. Пришлось полностью перебирать вещи.
Наиболее тяжелые вещи я переложил в третью часть велорюкзака, которую было возможно повесить на плечи. По количеству еды, которую мы взяли с собой, мы оказались совершенно "зелеными". Весь этот арсенал пришлось оставить на тропе. Однако пролежал он минут пять, т.к. появился чудной дедуля и с удовольсвием забрал все себе. :)
Частично починил багажник с помощью веревки, существенно облегчил боковые рюкзаки на нем. Колесо кое-как крутилось и мы продолжили путь. Двигались медленно, но верно. Тропа иногда проходила сквоь высокую траву, в таких места было особенно трудно идти и тащить рядом вел. Несколько раз пробовали отцеплять рюкзаки от вела и тащить отдельно в два захода. Все шло очень медленно, во второй половине дня пришло понимание что видимо и во второй день мы не успеваем на приют. Это было уже совсем не по графику, даже без дня на озере.
Встретили на тропе немца. Был он странный - огромным рюкзак и большая деревянная палка. Один. Говорил, что семья идет сзади, хотя мы потом так и никого не встретили. Поинтересовался чем же его заинтересовали русские горы, ответил мол "Green, very green!" Напоследок сфотался с ним как с горной достопримечательностью и угостил пустой пластиковой бутылкой для воды.
Под вечер опять тучи затянули небо, поднялся ветер, накапывал небольшое дождик.
Надо было искать место для лагеря, ведь второй день мокнуть не хотелось совершенно. Однако мы шли по склону и поставить палатку было совершенно негде. Заранее по карте я наметил предполагаемую стоянку под ледником, где берет начало речка Мутный тепляк. Однако кагда мы дошли до этого места, то увидели один лишь каменистый завал. Видно был совсем надавно. А сама речка была глубоко под камнями.
Делать нечего и мы попёрли дальше к приюту. Уже начиналось смеркаться, как мы вышли на Армянский перевал. Отсюда весьма величественно выглядел Фишт. Также внизу слева находился тот самый приют.
Однако, уже начинало темнеть (фото выше было сделано на следующее утро), к тому же было очень сыро и скользко, поэтому мы решили остаться на ночевку на перевале. Отошли метров 100-150 влево от тропы, нашли небольшую поляну и установили палатку.
За второй день мы прошли/протащились около 21 км. План маршрута окончательно нарушен, мы понимали, что скорее всего уже не успеваем на обратный поезд в Ростов.. Но сил много думать не осталось, мы перекусили и быстро вырубились спать.
Проснулись рано - надо ехать. Быстро собрались, двинули вниз в приют, даже не завтракали. Кругом роса, очень влажно.
Вчерашний дождь превратил тропы в лесу к приюту в грязевые ванны.
Камни как обычно никто не отменял.
Дальше лес был великолепен. Кругом деревья, тихо, спокойно.
Иногда было можно ехать.
Примерно через два часа мы были на приюте Фишт. Быстренько огранизовали завтрак на берегу Белой, за ним и решили что сегодня едем/идем/тащим до конца.
Мы серьёзно не успевали на обратный поезд и было просто необходимо как-нибудь увеличивать дневной путь. Однако мы и так шли целыми днями. Наш расчет в реальности оказался абсолютно неверным.
На приюте нас окружили сочувствующие туристы, указали нам дальнейший путь и мы сразу ринулись в бой.
О любимый Белореченский перевал!!! От приюта тропа резко пошла вверх ,вверх и вверх!!! Привычная поза передвижения, была характерна на бОльшей части маршрута:
Мы не ехали, не шли, а больше просто толками любимого и преданного железного осла коня. Иногда были узкие проходы между камней, вел с рюкзаком не проходил, приходилось снимать багаж и преодалевать раздельно.
Гора Белореченская.
Я снова ушел далеко вперед от Виталика. Идти медленнее не получалось, потому что я втерся в свой ритм.
Поэтому приходилось чаще останавливаться
и ожидать второго мученника.
По пути скалы Фишта были грандиозными. Очень красиво. Я замечал много входов возможных пещер и конечно же хотелось, оставив вещи, пробежаться и посмотреть что там, но времени не было совершенно. Надо ехать!
На Черкесском перевале встретил местного пастуха, который обрадовал что скоро можно будет нормально ехать. Однако ближе к полудню погода снова начала портиться.
Потом был "Веселый спуск".Отличная тропа, правда очень резкий сброс высоты, да и к тому же было очень сыро и скользко.
Снова дождь, снова град. Мы остановились, накрылись чехлом от велосипеда, ели сникерсы и рассуждали о дальнейшем пути. После перекуса настроение заметно улучшилось, мы двинули дальше, переждав град.
Наша скорость всё возрастала и возрасла, сброс высоты был огромный велы катили на тормозах, я всё удивлялся как можно было даже тут ехать. На груженном веле это нереально.
К вечеру спустились к Шахе и перешли по висячему мосту на другуй сторону. Скоро приют Бабук Аул.
И вот наконец-то можно было насладиться велосипедным катание в горах! Как же долго я этого ждал. На дороге возле приюта остановились, думали-думали и решили двинуть дальше и катить до темноты чтобы завтра пораньше оказаться на берегу моря. Вскоре мы проехали кордон - выезд из заповедника. По идее нас должны были отметить, но было уже часов десять вечера и никого на посту не было.
Дальше была узкая дорога - слева стена горы, справа в обрыве шумит Шахе, заметно пополнев после дождей, также многочисленные водопады и ручьи слева направо стикали в реку. Стемнело полностью, включили фонари, абсолютная тьма и очень сильный шум реки, друга друга слышно с трудом. Мы ехали и ехали, план с разбивкой лагеря провалился, т.к. просто негде было ставить палатку. На дороге были огромные лужи, иногда на всю дорогу, попадались глубокие, выше колена. Впервые оказался в такой тьме, интересные чувства приходят когда ты едешь в час ночи на веле с фонариком, и видимость всего пару метров. Много мыслей пробежало за то время.
Около вдух часов ночи мы всетаки выехали на какую-то поляну перед речкой Бзыч. Надо было ее форсировать, но в темноте была непонятна ее глубина. Мы решили не рисковать и переходить реку утром по светлому. Нашли место под палатку, быстро ее установили, побросали велы и легли отдыхать. Вот тут и пригодился бренди Виталика. Мы им растерли ноги, чтобы согреть их. Под чудным запахом быстро заснули.
Утром
опять каша, собрались и двинули на переправу через реку.
Все прошло успешно, только вот Виталик вроде утерял туфельку.
На том берегу встретили группу таких же как мы велосипедных страдальцев. Они были из Волгограда. На спуске я часто видел следы от велосипедов, однако догнать мы их так и не смогли. Пообщались, наши истории были схожи, только они шли/ползли через озеро Псенодах. Жаловались, что приходилось скручивать педали, чтобы они не били ноги.
Почистились от вчерашней грязи и покатили в Солох-аул. Ведь там уже цивилизация. Дорога была живописной, но скучной и однообразной.
Встречались небольшие водопады.
После поселка пошла трасса. Опять перевал. Ехали медленно, заканчивалась мощь. К обеду наконец-то прибыли в Дагомыс. Было одно желание - душ и жрать!!! Однако никто из многочисленных частников по сдаче комнат нас не пустил, хотя мы предлагали суточную стоимость просто за душ! Проехав Дагомыс до берега моря, мы завалились в небольшую кафешку, расположенную прям во дворе частного дома. Видок наш был конечно тот еще, но на это было жостко забито. Назаказывали кучу всего, поели, попили.
Последний напряг - и мы в Лоо. МОРЕ! СОЛНЦЕ! ПЛЯЖ!
VMT