Сентябрьско-учительское

Sep 25, 2011 15:04

Что-то навеяло снова порассуждать о современной педагогике и своем месте в оной.

***
Сегодня возили детей писать турнир им. Ломоносова в Павловскую гимназию. И снова встречали коллег-учителей, и снова я сама про себя удивлялась, что одни мне крайне симпатичны, а другие также крайне не. Потому что одни к детям и к работе относятся как к любимому, а другие - как к способу получать зарплату. Потому что с одними - хоть в поход, хоть в горы, в обнимку и с шутками-прибаутками, а от других подальше, холоднее с ними рядом становится отчего-то.
Вот забыл один мальчик справку из школы, а она очень нужна, иначе его работу попросту не примут. Говорим учителю - справку нужно сделать и в течение месяца привезти туда-то и отдать тому-то. Ответ (с пустыми усталыми глазами): "А зачем, все равно ему нечего ловить...". То есть она не просто не сделает эту справку и сама ее не повезет, а даже мальчишке скорее всего о ней и не скажет. А другая со смехом дала себе по лбу, называла себя "овцой" (ну ооочень непедагогично, зато так по-человечески!) и - я уверена - отвезет эти справки в срок.

***
Про, собственно, Павловскую гимназию в частности и про негосударственные школы в целом.
Они бывают разные. Видела не очень много и все разные, есть качественно лучше муниципальных школ, есть на таком же уровне, есть (говорят, сама не видела) даже хуже.
И уж точно не определяется ценой обучения его качество.
Прекрасная новенькая пафосная Павловская гимназия - обучение 80 тыщ/месяц. Новенькие здания, много и качественно, простор и красота - но, кстати, без излишеств, что тоже приятно. Подбирают педколлектив тщательно, действительно выбирая лучшие (с профессиональной точки зрения) кадры - только вот одни кадры, отработав годик-другой бегут, а другие с откровенной простотой признаются в ответ на вопрос "ну как вам тут работается?", что платят тут достойно - и всё, как будто только это и имеет значение. Как педагога меня напугала и навсегда отвратила от гимназии заявляемая как аксиома мысль: наша гимназия должна стать для вас всем, переступая ее порог вы должны забыть о семье, теперь она ваша семья. Т.е. исключительно для холостых и бездетных. Извините, ни за какие деньги меня такой работой не заманишь.

Сегодня рассказали мне еще об одной московской известной частной школе - мол, там везде и всюду камеры наблюдения, и за работой педагогов могут следить родители. Они и следят, и катают бесперерывно жалобы - одни на то, что их ребенка не вызвали к доске, другие - на то, что вызвали. И живет учитель в постоянном страхе и зависимости от милости родителей, потому как его зарплата очнь сильно зависит от этого. И боится ставить не то что двойки - даже тройки, ведь они ранят тонкую душевную организацию учеников!!! Соответстенно, о каком уровне образования можно тут говорить? И работать постоянно "за стеклом" тоже удовольствие сомнительное.

Но есть и приятные исключения.
Мне понравилась школа "Ковчег XXI век" в Красногорском районе - своей свободой и независимостью. Мне кажется, учиться там по меньшей мере интересно, а это уже много. Была там один раз и многого сказать не могу, но по ощущениям - там хорошо и комфортно, там радостно, там улыбаются.

А одна из моих любимых школ - школа "Рождество" в Истринском районе. Там, без всякого пафоса, царит любовь. Туда пришел - и уходить не хочется. Я туда уже как в гости езжу по пару раз в месяц, придумывая поводы на ходу, просто чтоб еще раз прикоснуться к этой семейной дружной атмосфере. И важно, что такое единение, такое чувство испытывают многие мои коллеги - как раз те, с кем я на одной волне, кто учит тому, чем живет, и живет так, как учит. И там нет лицемерия. Вот просто нет - и это так разительно отличает ее от классической государственной школы, где лицемерят от мала до велика. Не все конечно, но сама система такова.

***
Сегодня на турнире встретила свою ученицу, она ко мне 2 года ходила на курс журналистики. Ребенок - 11 класс!!! - помчался ко мне со всех ног, обняла и расцеловала. Это главная и самая важная для меня оценка моих трудов. Я так растрогана всегда этим.
И совсем скоро Алена станет мне не ученицей, а подругой, так происходит у меня почти в каждом году. Мне чудесным образом встречаются удивительные дети - умные, толковые, думающие (!!! - какое ценное качество в наши дни), не зашоренные, свободные, талантливые, яркие и необыкновенные. Есть Маша, которая трижды поступала в литературный, а сейчас заканчивает юрфак (или уже закончила... они так быстро все делают!), с ней так интересно всегда поговорить. Есть умница Настя, которая совместила казалось бы несовместимое - журналистику с экономикой, и делает все новые и новые успехи. Есть Аня - тоже будущая журналистка, умница-отличница, которая может принести мне почитать книжку просто потому, что она ее тронула. Есть бесконечно талантливый и такой же внезапный Миша (бауманка - щукинское театральное - армия...), который другом вообще-то не стал, но остался ярким воспоминанием - и я невольно слежу за его жизнью и успехами вКонтакте.
И вот обнявшая меня сегодня Алена, с которой пару лет назад мы спорили на ящик шампанского (расстреляйте меня, учителя!) - что через 10 лет она не будет панком ))) К слову, уже нет на ней этих цепей, кожи, черного цвета - передо мной стояла утонченная высокоинтеллектуальная барышня, собирающаяся поступать на философский.
Я поняла, почему ушла из журналистики в педагогику. Никакая статья, никакой репортаж через годы не подбежит к тебе и не обнимет крепко-крепко. Ни с одним интервью не свяжется нак накрепко (хоть и ненадолго) твоя жизнь.
И за них не платят, они ценны сами по себе.

образование, школа, учительское, педагогика

Previous post Next post
Up