Oct 24, 2024 18:38
Не претендуя на первенство, хотя книга "Колесо времени" появилась у нас только годом позже, - привожу выбранные мной цитаты из трех первых книг общеизвестного безумца. Прошу обратить внимание на огромное количество взаимно исключающих изречений и рекомендаций.
1. "Учение дона Хуана"
Ты слишком занят собой. В этом вся беда.
Надо искать и видеть чудеса, которых полно вокруг тебя. Ты умрешь от усталости, не интересуясь ничем, кроме себя самого; от этой-то усталости ты глух и слеп ко всему остальному.
Человек идет к знанию также, как он идет на войну - полностью пробужденный, полный страха, благоговения и безусловной решимости.
Поэтому ты всегда должен помнить, что путь - это только путь; если ты чувствуешь, что он не по тебе, то должен оставить его любой ценой. Чтобы обладать такой ясностью, ты должен вести дисциплинированную жизнь. Только при этом условии ты будешь знать, что любой путь - это всего лишь путь, и ничто не мешает ни тебе самому, ни кому угодно оставить его, если тебе это велит твое сердце. Но предупреждаю: твое решение должно быть свободно от страха или честолюбия. Смотри на любой путь прямо и без колебаний Испытай его столько раз, сколько найдешь нужным. Затем задай себе самому один вопрос. Этот вопрос задают лишь очень старые люди. ... имеет ли твой путь сердце? Все пути одинаковы: они ведут никуда. Они ведут через кусты или в кусты. Я могу сказать, что в своей жизни прошел длинные-длинные пути, но я не нахожусь нигде... Оба пути ведут никуда, но у одного есть сердце, а у другого - нет.
Мы - люди, и должны безропотно следовать миру людей.
2. "Отдельная реальность"
Очень плохо, что жизнь коротка, и я не успею прикоснуться ко всему, что мне нравится. Но это не проблема; это просто сожаление.
Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым. Человек знания должен быть легким и текучим.
Увидев людей, ... ты поймешь, что в них невозможно ничего изменить.
...тебе следовало распрощаться со всеми своими страхами, к которым ты так неравнодушен. Твое решение должно было уничтожить их...Так поступают на пути воина...Быть воином - это самый эффективный способ жить. Воин сомневается и размышляет до того, как принимает решение. Но когда оно принято, он действует, не отвлекаясь на сомнения, опасения и размышления. Впереди - еще миллионы решений, каждое из которых ждет своего часа. Это - путь воина.
Когда воина начинают одолевать сомнения и страхи, он думает о своей смерти. ...Идея смерти - единственное, что способно закалить дух.
Смерть никогда не останавливается. Просто иногда она гасит огни. Но это ничего не меняет...
Можно проявлять настойчивость только для того, чтобы проявить ее должным образом. И действовать с полной отдачей, заведомо зная, что твои действия бесполезны. Это - контролируемая глупость мага.
Я рад, что через столько лет ты, наконец, созрел и удосужился задать этот вопрос (контролируемая глупость). В то же время, если б ты никогда этого не сделал, мне было бы все равно. Тем не менее, я выбрал радость, как будто меня в самом деле волнует, спросишь ты или нет. Словно для меня это важнее всего на свете. ... ЭТО и есть контролируемая глупость.
Для меня больше нет ничего важного - ни вещей, ни событий, ни людей, ни явлений, ни действий - ничего. Но все-таки я продолжаю жить, потму что обладаю волей. Это воля закалена всей моей жизнью и в результате стала целостной и совершенной. И теперь для меня не важно, имеет что-то значение или нет. Глупость моей жизни контролируется волей.
Сначала мы учимся обо всем думать. А потом приучаем глаза смотреть на то, о чем думвем. Человек смотрит на себя и думает, что он очень важен. И начинает чувствовать себя важным. Но потом, научившись видеть, он осознает, что больше не может думать о том, на что смотрит. А когда он перестает думать о том, на что смотрит, все становится неважным.
Разве я говорил "теряет ценность"? Становится неважным, вот что я говорил. Все вещи и явления в мире равнозначны в том смысле, что они одинаково неважны. Вот, скажем, мои действия. Я не могу утверждать, что они - важнее, чем твои. Так же, как ни одна вещь не может быть важнее другой. Все явления, вещи, действия имеют одинаковое значение и поэтому не являются чем-то важным.
Мой смех - самый что ни на есть настоящий. Впрочем, как и все, что я делаю. Но он же - контролируемая глупость, потому что бесполезен. Он ничего не меняет, но, тем не менее, я смеюсь.
Я выбрал жизнь. И смех. Причем не оттого, что это важно, а потому, что такова склонность моей натуры. Я говорю "выбрал", потому что вижу. Но на самом деле выбрал не я. Моя воля заставляет меня жить вопреки тому, что я вижу в мире.
Человек знания живет действием, а не мыслью о действии. Он выбирает путь сердца и следует этому пути. Когда он смотрит, он радуется и смеется; когда он видит, он знает. Он знает, что жизнь его закончится очень скоро; он знает, что он, как и любой другой, не идет никуда; он знает, что все равнозначно. У него нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины. Есть только жизнь, которую нужно прожить. В таких условиях контролируемая глупость - единственное, что может связывать его с ближними. Поэтому он действует, потеет и отдувается. И взглянув на него, любой увидит обычного человека, живущего так же, как все. Разница лишь в том, что глупость его жизни находится под контролем. Ничто не имеет особого значения, поэтому человек знания просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение. Контролируемая глупость заставляет его говорить, что его действия очень важны, и поступать соответственно. В то же время он прекрасно понимает, что все это не имеет значения. Так что, прекращая действовать, человек знания возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было его действие или плохим, удалось ли его завершить - до этого ему нет никакого дела.
С другой стороны, человек знания может вообще не совершать никаких поступков. Тогда он ведет себя так, словно эта отстраненность имеет для него значение. Так тоже можно, потому что и это будет контролируемая глупость.
Быть победителем и быть побежденным - одно и то же.
Наша судьба как людей - учиться, и идти к знанию следует так, как идут на войну. ...идут со страхом, с уважением, с осознанием того, куда идут, с абсолютной уверенностью в себе.
Все заполнено до краев - и все равнозначно, и моя борьба стоила моих усилий.
Ты слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы тебя любили. Человек знания любит, и все. Он любит всех, кто ему нравится, и все, что ему по душе, но он использует контролируемую глупость, чтобы не заботиться об этом.
Если не думать о своей смерти, то жизнь так и останется не более, чем личным хаосом.
Что вообще может быть у человека, кроме его жизни и смерти?!
Ты должен терпеливо ждать, зная о своем ожидании и зная, чего ждешь. Это - путь воина.
Желание - вот что заставляет нас страдать, но как только мы научимся уничтожать свои желания, любая полученная нами мелочь превратится в бесценный дар. ... Бедность и нужда - это только мысли; то же касается ненависти, голода, боли.
Только воин может выжить. Воин знает о своем ожидании и знает, чего он ждет. Когда он ждет, у него нет желаний, и поэтому, какую бы малость он ни получил, это всегда больше, чем он может взять. Если он хочет есть, то найдет путь, потому что не голоден. Если он ранен, то справится с этим, потому что не страдает от боли. Быть голодным или страдать от боли означает, что сила голода или боли уничтожает тебя.
Я знаю, что бесчисленные пути каждого пересекаются в его жизни. Все равны. Угнетатель и угнетенный в конце встречаются, и единственное, что преобладает, - это то, что жизнь была слишком короткой для них обоих.
Для того, чтобы забыть, воин использует волю и терпение. В действительности это все, что у него есть. При помощи воли и терпения воин добивается всего, чего хочет.
Время есть лишь на то, чтобы жить, как подобает воину, вырабатывая терпение и волю. Нравится тебе это или нет.
Воля - это нечто очень специфическое. ... Наверное, прежде всего нужно осознать, что волю можно развить. Воин знает об этом и терпеливо ждет.
Воин знает, что он ждет и знает чего ждет.
Воля - это нечто предельно чистое, мощное, что направляет наши действия. Воля - это то, что позволяет человеку победить в битве, будучи обреченным на поражение.
Мужественные люди ... бесстрашны, способны на действия очень смелые, однако обычные, не выходящие за рамки здравого смысла.
Отказывая себе в чем либо, человек потакает себе, идя на поводу самолюбия или даже самовлюбленности.
Самоограничение - самый худший и самый злостный вид потакания себе. Поступая подобным образом, мы заставляет себя верить, что совершаем нечто значительное, чуть ли не подвиг, а в действительности только еще больше углубляемся в самолюбование, давая пищу чувству собственной важности. Отказаться от чего-то или заставить себя перестать что-то делать - это еще не проявление воли. .. Воля - это энергия, сила, самостоятельная и действующая единица.
То, что маг называет волей, есть сила внутри нас самих. Это не мысль, не предмет, не желание. Прекратить задавать вопросы - значит использовать волю, потому что для этого нужно думать и хотеть. Воля - это то, что заставляет тебя побеждать, когда твой рассудок говорит тебе, что ты повержен. Воля - это то, что делает тебя неуязвимым.
Он описал волю, как силу, которая была истинным звеном между миром и людьми.
Мир - это то, что мы воспринимаем, независимо от избранного нами способа восприятия.
То, что среди людей принято называть волей, - не более чем упорство и твердость характера. То, что маг называет волей - есть сила, которая исходит изнутри него и привязывается к внешнему миру.
В ежедневных мелочах, которыми ты занимаешься, кроется то, что поможет тебе развить волю.
Первое, что необходимо сделать на этом пути - захотеть стать воином. Важное решение и важный шаг. Путь знания не оставляет выбора - идти по нему может только воин.
Смерть на этом пути - верный попутчик, незаменимый партнер, который всегда рядом. Смерть является главным фактором, превращающим знание в энергию, в реальную силу. Прикосновением смерти завершается все, и все, чего она коснулась, становится силой.
Без осознания смерти он останется только обычным человеком, совершающим заученные действия. ... Но простое беспокойство в связи с возможностью умереть ничего не дает, лишь заставляет замкнуться на себе. Поэтому необходима отрешенность. Тогда идея неизбежности смерти не превращается в манию, а становится безразличной.
Только мысль о смерти может дать человеку отрешенность, достаточную для того, чтобы принуждать себя к чему бы то ни было, равно как и для того, чтобы ни от чего не отказываться. Но это -не страстная жажда, а молчаливая страсть, которую воин испытывает к жизни и ко всему, что в ней есть. Он знает, что смерть следует за ним по пятам и не даст ни за что зацепиться, поэтому он пробует все, ни к чему не привязываясь.
Отрешенный воин знает, что невозможно отвести смерть, и знает, что у него есть только одна поддержка - сила его решений. Он должен быть мастером своего выбора. Он должен полностью понимать, что он сам целиком отвечает за свой выбор и что если он однажды сделал его, то у него нет больше времени для сожалений или упреков в свой адрес. Его решения окончательны просто потому, что его смерть не дает ему времени привязаться к чему-либо.
И, таким образом, с осознанием своей смерти, своей отрешенности и силы своих решений, воин размечает свою жизнь стратегически. Знание о своей смерти ведет его, делает его отрешенным и молчаливо страждущим, и сила его окончательных решений делает его способным выбирать без сожалений, и то, что он выбирает, стратегически всегда самое лучшее. Поэтому он выполняет все со вкусом и страстной эффективностью.
Когда человек ведет себя таким образом, то можно смело сказать, что он - воин, и что он достиг своего терпения.
Когда воин достиг терпения, он на пути к своей воле. Он знает, как ждать. Его смерть сидит рядом с ним на его циновке. Они друзья. Смерть загадочным образом советует ему, как варьировать обстоятельства и как жить стратегически. И воин ждет. Воин учится без всякой спешки, потому что он знает, что он ждет свою волю. Однажды он добьется успеха в свершении чего-то, что обычно совершенно невозможно выполнить. Он может даже не заметить своего необычного поступка. Но по мере того, как он продолжает совершать необычные поступки, или по мере того, как необычные вещи продолжают случаться с ним, он начинает осознавать проявление какой-то силы, исходящей из его тела.
Отличной воле всегда предшествует сильная боль.
Тебя должно бросать в дрожь от того, что впереди у тебя нет ничего, кроме рутинного повторения одних и тех же действий в течение всей жизни.
Мы - люди, и наша судьба, наше предназначение - учиться ради открытия все новых и новых непостижимых миров.
Воин никогда не сдается, даже перед лицом смерти. Воин ни у кого не идет на поводу; он сам по себе и всегда недоступен. Вовлекаясь во что-то, он всегда полностью осознает, что делает.
Для воина не существует ничего вне контроля.
Воин всю жизнь вырабатывает стратегию - а ты хочешь найти смысл жизни. Воин не заботится о смысле.
Воин сражается до конца.
Воин недоступен. Он никогда не стоит посреди дороги, ожидая, пока что-нибудь его пришибет. Он сводит к минимуму возможность возникновения непредвиденных ситуаций. Того, что люди называют случайностями, почти всегда можно легко избежать. Обычно такие вещи происходят с дураками, вся жизнь которых - сплошное разгильдяйство.
Если кто-нибудь будет ждать меня, вооружившись мощной винтовкой с оптическим прицелом, то меня там просто не окажется.
Магия - это приложение воли к ключевому звену. Маг отыскивает в том, на что намерен повлиять, ключевое звено и воздействует на него своей волей.
Воин живет стратегически и никогда не берет на себя груз, который не в силах нести.
Ничто в мире не ожидает своего решения. Нет ничего законченного, но нет и ничего незавершенного.
В мире действительно множество устрашающих вещей, а мы - беспомощные создания, окруженные непостижимыми и неумолимыми силами. Обычный человек по невежеству своему полаагает, что их можно объяснить или изменить.На самом деле он не знает, как это сделать, однако надеется, что человечество рано или поздно сумеет объяснить их или изменить. Маг, с другой стороны, думает не об объяснениях и не о переменах. Вместо этого он использует эти непостижимые силы для того, чтобы перенаправить себя, приспособившись к направлению их действия.
Открывшись знанию, маг попадает в лапы сил. Единственное средсство, позволяющее ему уравновесить себя и сдержать их напор - это воля. Пожтому он должен воспринимать и действовать как воин. Только воин выживает на пути знания. В образе жизни воина кроется сила. Именно эта сила позволяет ему жить лучшей жизнью.
Чувствовать себя всегда готовым к смерти не обязательно. Это бесполезное потакание собственной слабости. Воин должен быть готов только к битве.
Дух воина не привязан ни к потаканию, ни к жалобам, как не привязан ни к победам, ни к поражениям. Единственная привязанность воина - битва, и каждая битва, которую он ведет - его последняя битва на этой земле. Поэтому исход ее для него практически не имеет значения. В этой последней битве воин позволяет своему духу течь свободно и ясно. И когда он ведет эту битву, он знает, что воля его безупречна. И поэтому он смеется.
Воин отбирает то, что составляет его мир, отбирает осознанно, потому что каждая вещь, которую он отбирает, становится его щитом, защищающим от нападения сил, тех сил, которые он старается использовать.
Все обычные люди непрерывно чем-то заняты. Они делают то, что они делают. Это - их щиты. Когда маг встречается с какими-то из непостижимых и неумолимых сил, его просвет открывается. Маг становится в большей степени подвержен смерти, чем обычно. ... Поэтому тот, у кого он открыт, должен быть в любой момент заполнить его своей волей. Конечно, если он - воин. ... А если человек не является воином, то ему не остается ничего другого, кроме как использовать житейские проблемы для отвлечения сознания от устрашающих встреч с непостижимыми и неумоимыми силами. Тем самым человек закрывает свой просвет.
Воин встречает необъяснимые и непреклонные силы, потому что он намеренно ищет их. Поэтому он всегда готов к встрече с ними... Первое, что должен делать - это быть готовым. Думай, что союзник собирается выскочить перед твоими глазами в любую минуту. Воин принимает на себя ответственность по защите своей жизни.
Воин знает, что он на пути сердца, когда един с этим путем, когда переживает огромное спокойствие и удовольствие, идя по нему. ... Ты должен окружить себя частицами пути сердца и отказаться от остального.
Ты должен прекратить разговор с самим собой. ... Когда мы перестаем разговаривать с собой, мир такой, какой он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, поддерживаем своим внутренним разговором. Не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что мы говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор еще и еще, до тех пор, пока не умрем. Потому что мы продолжаем все тот же внутренний разговор.
Ты должен использовать уши, чтобы снять часть нагрузки с глаз. Мы с самого рождения используем свои глаза для того, чтобы судить о мире. Мы говорим с другими и с собой главным образом о том, что мы видим. Воин сознает это и прислушивается к звукам мира.
Мир такой-то и такой-то только потому, что мы сказали себе, что он такой. Если мы перестанем говорить себе, что он такой, то он перестанет быть таким. ... Поэтому ты должен перестать создавать мир.
Ты смешиваешь мир с тем, что делают люди. Но ты не одинок в этом - каждый из нас делает это. Вещи, которые делают люди, являются щитами против сил, которые нас окружают. То, что мы делаем как люди, дает нам удобство и чувство безопасности. То, что делают люди, по праву очень важно, но только как щит. Мы никогда не знаем, что все, что мы делаем как люди - это только щиты, и мы позволяем им господствовать и попирать нашу жизнь. Фактически, для человечества то, что делают люди, более важно и значимо, чем сам мир.
Мир необъятен. Мы никогда не сможем понять его. Мы никогда не разгадаем его тайну. Поэтому мы должны принимать его таким, как он есть - чудесной загадкой. Обычный человек не делает этого. Мир никогда не является загадкой для него, и когда он приближается к старости, он убеждается, что он не имеет больше ничего, для чего жить. Старик не исчерпал мира. Он исчерпал только то, что делают люди. В своем глупом замешательстве он верит, что мир не имеет больше загадок для него. Вот ужасная цена, которую приходится платить за наши щиты. Воин осознает эту путаницу и учится относится к вещам правильно. Вещи, которые делают люди, ни при каких условиях не могут быть более важными, чем мир. И, таким образом, воин относится к миру, как к бесконечной тайне, а к тому, что делают люди - как к бесконечной глупости.
Для мага все наполнено смыслом. Черви, птицы, деревья, все существа могут рассказывать нам удивительные, невообразимые вещи.
Мы всегда должны брать ровно столько, сколько нам нужно. Иначе убитые нами растения, животные и черви обернутся против нас и станут причиной наших болезней и несчастий. Понимая это, воин всегда старается их успокоить.
Страх - это сильное чувство. Когда воин не уверен в победе, он не раздумывая показывает союзнику спину. Воин не может, потакая себе, помереть от страха, и поэтому позволяет союзнику придти только тогда, когда находится в хорошей форме. Когда воин достаточно силен для схватки, он открывает свой просвет, выманивает союзника, хватает, прижимает к себе и неотрывно смотрит на него столько, сколько нужно, а потом отводит глаза и отпускает союзника на все четыре стороны. Воин, он воин и есть. В любой ситуации он - мастер.
(прекращение внутреннего разговора) Это было безмыслие, сравнимое с полной беззаботностью. Казалось, что мир странно уравновешен, в нем ничего нельзя было добавить или убавить.
Ты непременно хочешь все понять, а это - невозможно. Сводя все к пониманию, ты ограничиваешь свои возможности, как человеческого существа.
Понимание - это лишь крохотная частичка. Совсем крохотная.