интервью Д. Ревякина Вадиму Пономареву для портала shadelynx.ru

May 29, 2007 15:41

На этно-портале shadelynx.ru  вышло небольшое интервью известного музыкального журналиста Вадима Пономарева ( в жж - guruken) с Дмитрием Ревякиным перед  презентацией его сольного альбома "Жатва" 1 июня в ЦДХ:

Дмитрий Ревякин: «Я записал альбом о любви к Родине!»

1 июня выходит новый сольный альбом Дмитрия Ревякина «Жатва», о котором уже ползут самые разнообразные слухи. Говорят, что он насыщен этно-электроникой, и что он знаменует новый поворот в воззрениях лидера «Калинова Моста». Наш корреспондент узнал обо всем из первых рук, от самого Дмитрия Ревякина.

- Когда выходит альбом «Жатва»? На каком лейбле?

- «Жатва» выходит на независимом лейбле «Цветной Звук». 1 июня в ЦДХ пройдет презентация, и альбом выйдет к этой дате. Это новый лейбл, и мы с ним впервые работаем.

- Я прослушал треки, и мне показалось, что альбом получился совсем необычным по отношению к тому, что выпускалось раньше. Как ты для себя формулируешь - для чего он такой?

- Можно вспомнить библейское высказывание: «жатвы много, а делателей мало». Альбом об этом - о становлении личности, о правильной вертикали, о духовных исканиях, в том числе о любви к родине. Об этом альбом «Жатва». Сыгран он интересными инструментами, от средневекового европейского инструмента колошьен до волынок. Много всякого - флейты, волынки, европейская перкуссия…

- Весь альбом сыгран без живой ритм-секции, как я заметил.

- Да, это очень правильное замечание. Мы действительно обошлись без ритм-секции, поэтому он имеет такое оригинальное звучание. Если бы были барабаны и бас, то все было бы традиционно для рок-музыки. А так он получился - вроде и рок-музыка, вроде и этнический альбом, вроде и просто баллады. Но так получилось.

- Этнический дарк-трип-хоп?

- Трип-хопом вряд ли это можно назвать, потому что все эти негритянские влияния в музыке я не люблю и стараюсь обходиться без них.

- Однако и немецкой культурной традиции в песнях тоже не слышно. Они все насквозь русские…

- А я ее не знаю, эту немецкую культурную традицию. Я представляю, как должна звучать та или иная пьеса, так и получается. А как это получается? Где-то казачьи распевы, где-то былинные напевы, где-то баллады. У меня по жизни как сложилось, так и идет.

- Именно таким европейским взглядом на вещи обусловлено наличие в альбоме волынок и колошьена?

- Я даже не могу сказать, насколько у меня европейский взгляд. Я стараюсь представлять эту традицию. Я сократил до минимума влияние египетских ритмов, негритянских ритмов. А что получилось - тут уже европейцам судить, если послать им этот альбом. Как они его оценят. Но здесь люди, которым я доверяю, говорят, что у меня получилось то, что задумывал. И Евгений Булатов, на студии которого я записывался, мне в этом помог.

- Кто принял участие в записи альбома?

- На флейтах играл Сергей Старостин, известный музыкант. На волынке - Анатолий Исаев («Воинство Сидов»), на калашьене - Юра Сергеев. Драм-программинг сделал Виктор Чаплыгин. Женя Гришин сыграл на хомусе и мачте от серфинга. Константин Ковачев, который играет уже сейчас в «Калиновом Мосте», подыграл на мандолине и гитарах. И я - на гитаре. Получилось коллективное творчество, и только благодаря Жене Булатову, который все грамотно саранжировал, получилась «Жатва».

- Материал из сольного альбома «Жатва» планируется исполнять на концертах «Калинова Моста»?

- Думаю, да. На презентации играть будет «Калинов Мост». Отрепетируем, покажем, и в репертуаре останется. Не набирать же новый состав ради одной программы, это нереально.

- На треках звучит много гитарных партий, причем на переднем плане. А многие фолк-группы сейчас вовсе уходят от гитар.

- Да, у нас гитар много. Знаю, что многие переходят к мандолине, аккордеону или баяну. Им кажется, что так лучше показать свое творчество. Но гитара - универсальный инструмент, он - символ эпохи. Никуда гитара не исчезнет, она будет по-прежнему. Потому что на ней можно по-разному играть, использовать разный строй, чтобы это звучало интересно. Что мы и делали, когда записывали «Жатву» - применяли разные гитарные строи.

- Несмотря на то, что используется много электронных семплов, от песен нет ощущения, что это совсем электронный фолк.

- Была такая задача, Вадим. Мы не хотели переборщить с компьютерными вкраплениями и использовали их минимально. Только тогда, когда без них было никак уже не обойтись.

- Такой подход диктуется самими песнями или личным настороженным отношением к электронике?

- И то, и другое. Мы аккуратно вводили компьютер, чтобы не испортить фактуру песен, музыкальную ткань. Чтобы он минимально обращал внимание на себя.
Вообще я доволен им, честно говоря. Расслушал его недавно по-новому. Был на Камчатке и послушал его на больших советских колонках типа S90, и прямо круто звучало на них! Я ведь альбом записал еще год назад. Еще раз послушал и подумал: «Вот ведь какую Булатов сделал работу!» Так мне она понравилась.

- Насколько поэзия исконно русская, начиная от «Слова о полку Игореве», готова лечь без обработки на музыкальную основу фолк-рока?

- Мне кажется, что найдутся люди, которые положат «Слово о полку Игореве» на музыку. Не знаю, когда это случится, но найдутся. Какие-то фрагменты можно очень красиво сделать - Плач Ярославны, например. Тут же вопрос, чей перевод на современный язык брать за основу. И до сих пор в тексте много темных мест, которые непонятно, как трактовать и объяснить. Поэтическая традиция в России зародилась поздно. Можно говорить о Ломоносове, а это уже восемнадцатый век.

- Это в письменном виде.

- Да, в устном виде можно говорить о том, что она была весьма продолжительной. Баллады и казачьи песни - глубочайший пласт.

- Почему при всем всплеске фолк-рока в России именно казачьи песни, при всей их мелодичности и привычности уху, оказались оттеснены ирландской и кельтской традицией?

- Может быть, время еще не пришло. Я тоже задаю себе этот вопрос. Хотя есть такие группы - «Белый камень», например. Есть другие музыканты, которые используют казачьи песни. Но издатели ведутся на то, что давно в Европе пропагандируется. Кроме того, есть дополнительный интерес в виде литературы фэнтези. «Властелин колец» - круто же…Казачьи песни звучат по всей трассе Ростов-Краснодар. Мы ездили там, и их слушают повсеместно. Включают пластинки и слушают эти песни. Аранжировать это не нужно, аранжировки убивают само зерно. Привнесенная форма, вроде хард-рока, уничтожает ее сказочность и былинность. Лучше уж а-капелла. Сохранить эти песни надо.

- Тот же Старостин - увлеченный и грамотный человек. Но пробить стену и у него не получается. Он дает концерты для горстки энтузиастов.

- Как может фолк соревноваться с телевизором? Когда по ТВ идет такой напор.

- Но Пелагея и «Мельница» собирают большие залы. Если есть убедительная художественная форма, то люди приходят.

- Есть достойные люди, которые не собирают залы, а играют по клубам и гнут свою линию. Старостин, мне кажется, не ставит задачу вырваться на стадионы. Сергей не продавливает ничего, не ходит по лейблам договариваться… Он просто делает свое дело, ездит в экспедиции, владеет музыкальными инструментами и сотрудничает со многими музыкантами, которые ему симпатичны. Удел вырываться на стадионы - удел молодых. Пелагея и «Мельница» и должны рваться. И люди пойдут, если правильно все подать.

- Насколько продуктивно было бы для «Калинова Моста» использовать кельтские или ирландские мотивы?

- Не знаю. Я не использую эту музыку и не слушаю ее. Голова и руки постоянно заняты своими вещами. Мне вот дали последний альбом «Сплина» «Раздвоение личности» - сложная музыка, а выключать не хочется. И хитов нет, а хочется слушать. Это для меня знак. Когда я чаще слушал музыку на кассетах, у меня там много было шотландской, ирландской музыки. Я слушал, но сильно как-то не запал.

- А русскую музыку как ты слушаешь?

- Да я вообще ничего не слушаю. Мне некогда, и нет желания слушать. Есть классическая русская музыка, и я ее при случае слушаю. А частушки по радио я не слушаю. Да и что такое русские песни? Есть казачьи песни, есть мордва, чуваши - что считать русским? Тут всего намешано. У меня лежат казачьи песни на слуху, я их слушаю. Они разные, но корень у них один - Запорожье. Остальные - ветви. Они же куда только не ходили. Были в Чите. Потом марш казаков Бекетова - в Якутск. Ого! Вот какой размах! Вот это люди были! Люди владели духом своим, и об этом тоже в альбоме «Жатва» - о водительстве духа.

- Сейчас, когда говорят о владении духом, обычно подразумевают восточные традиции.

- Это мы все проходили, это все разговоры для молодежи. Я говорю только о православной традиции.

- Она не однородна, - есть северное монашество, есть южная казацкая вольница…

- Все зависит от ситуации, надо использовать разное. Но все находится в русле огромной безбрежной православной традиции. Когда-то уместно попоститься и смирять себя. А когда-то уместно отважно веселиться и голову поднимать. Если уж рассуждать в прикладном смысле. Все мы не боимся этого мира, мы боимся только Господа.

- Чем была обусловлена годичная  заминка с выпуском альбома?

- Мы искали издателя. Пока не было издателя, не было смысла как-то суетиться. И потом, это такой альбом, что он может и два года пролежать, - и ничего не изменится.

Специально для ShadeLynxRu,

Вадим ПОНОМАРЕВ
http://shadelynx.ru/index.php?option=content&task=view&id=1271

Жатва, ссылки, Дмитрий Ревякин, новости, интервью

Previous post Next post
Up