Jan 10, 2015 19:59
Продолжая подводить итоги прошлого года, хочу отметить совершенно необычный проект, демонстрирующий новаторские формы искусства (иммерсивный театр), отсюда и необычный подзаголовок "Shoot/Get Treasure/Repeat (музей шестнадцати пьес)"! Цикл пьес, состоящий из 16 миниатюр, был написан английским драматургом Марком Равенхиллом (родился 07.06.1966) в 2007 году по заказу фестиваля "Эдинбургский фриндж". В рамках фестиваля "Золотая Маска" этот "театральный марафон" показали дважды в выходные (мы смотрели в воскресенье, 06.04.2014) в постановке петербургского Театра "Post" (режиссёры Дмитрий Волкострелов и Семён Александровский), и длился он с 17.00 до 22.35 по заранее оговорённому расписанию.
Для показа было удачно выбрано замкнутое пространство особняка ММОМА (Московский музей современного искусства - Moscow Museum Of Modern Art, на Гоголевском бульваре, дом 10), состоящее из пяти небольших даже не залов, а пустых комнат без экспонатов, где актёры и зрители одновременно получают информацию с экранов ноутбуков и теле-мониторов, из аудио-наушников, видеопроекций на стены и т.д., и т.п.
Весь цикл представляет собой законченное эпическое повествование, построенное в форме сериала, как из пазлов, сложенного из отдельных спектаклей в совершенно разных жанрах: от документального репортажа до фантастики, - которые с помощью всевозможных выразительных средств, включая использование компьютерных технологий, поставлены вне рамок единой сцены.
Пьесы экспонируются каждые 20 минут синхронно в нескольких залах, расположенных на двух этажах, показы начинаются в точно указанное время вне зависимости от передвижения зрителей. Специфика постановки требует от пришедшей публики почти интерактивного участия, так как каждый волен выбирать порядок ознакомления с пьесами и составить свой собственный маршрут (с любым количеством передвижений и остановок). Для этого схема залов и расписание пронумерованных частей-пазлов-пьес даны в удобной, но нетипичной театральной программке. Голубым цветом выделена авторская последовательность, именно в таком порядке они и были написаны, и этот порядок имеет свою логику. Все пьесы длятся минут по пятнадцать, между ними предусмотрены короткие перерывы для перехода в следующий зал (по расписанию). Кстати, стульев для зрителей в каждом зале помещается не так уж много, но вообще-то и на паркете народ рассаживался, атмосфера очень непринуждённая!
В качестве названия цикла "Shoot/Get Treasure/Repeat" Марк Равенхилл использовал афористичную формулу компьютерной компании, которая в техническом задании обязала своих программистов делать игры именно по такому принципу "Стреляй/Получи сокровище/Повтори", избегая слишком сложных и непонятных потребителю моментов. В противовес такому примитиву "общества потребления" автор объединил шестнадцать коротких пьес общей темой - демократия и права человека в эпоху глобализации и медийного сознания на фоне масштабных изменений в жизни общества после 11.09.2001, затрагивающих восприятие окружающего мира, с учётом новых трагических примет столкновения цивилизаций.
Разнообразие стилистики пьес цикла восхищает: от монолога, прослушанного через аудио-наушники, до переозвучивания (смены титров) к кадрам немого кино, от живого диалога персонажей в госпитале до протокола допроса, от телевизионного ток-шоу до романтического ужина за бокалом белого вина… Есть даже считывание заранее отпечатанного текста с хаотически разложенных на столе карточек двумя "собеседниками" (самоирония относительно стандартных реплик/комментариев, которые можно применить к любой ситуации, особо не вникая и не задумываясь).
На мой взгляд, авторское расположение пьес оказалось предпочтительнее (выбрала именно такую последовательность), так как напряжение от вновь полученной информации в каждом фрагменте идёт по нарастающей. А без ранее накопленных сведений о подробностях происходящих событий (из других частей) отдельные моменты конкретного "шоу" могут восприниматься не только провокационными, но и вообще шокирующими (без явно выраженной причинно-следственной связи между ними при "клиповой" подаче содержания цикла). Для понимания важен не только взгляд на одни и те же события с точки зрения разных персонажей, находящихся внутри ситуации, но и возможность увидеть последствия их решений.
1. "Троянки", по названию трагедии Еврипида (415 г. до н.э.), направленной против завоевательной политики Афин, - "хор" из женских реплик после трагедии 11 сентября, оценка событий от лица героинь будущих эпизодов цикла.
2. "Нетерпимость", ссылаясь на одноимённый немой фильм Дэвида Гриффита "Intolerance: Love’s Struggle Throughtout the Ages" (1916), раскрывает игру слов, на которой и построена фабула пьесы: "Intolerance" обозначает и "непереносимость", и "нетерпимость".
3. "Влюблённые женщины", отсылка к скандальному роману Д.Г.Лоуренса "Women in Love" (1920), как и "Любовник леди Чаттерлей" (1928), потрясшему современников откровенным описанием свободы гендерных взаимоотношений. Драматург впоминает о нём, как о шаге к формированию либерального сознания современного западного общества.
4. "Страх и нищета", по названию пьесы Б.Брехта "Страх и нищета в Третьей империи" (1935-1939), в другом переводе - "Страх и отчаяние в Третьей империи". Брехт и Равенхилл описывают на современном для каждого из них материале, как террор, страх и насилие, вторгаясь в разные области человеческой жизни, разрушают межличностные отношения.
5. "Война и мир", современная аналогия с романом-эпопеей (1836-1869) Л.Н.Толстого: о столкновении общего и частного (государство и человек), общество потребления, формирующее в СМИ противостояние с теми, кто "с полотенцем на голове", и личность, дорожащая своим правами (в ситуации с попранием прав других людей).
6. "Вчерашнее происшествие", от названия газетного раздела криминальной хроники (Yesterday an Incident Occurred), медийное сознание современного человека и контроль Большого Брата, подмена понятий: информационный поток, вроде бы направленный против терроризма, побуждает сограждан добровольно отказаться от части собственных личных свобод.
7. "Преступление и наказание", как герой романа (1866) Ф.М.Достоевского, персонаж Равенхилла в условиях необходимости бесконечно делать выбор в меняющемся мире не устоял перед соблазном, эгоистично решив добиться ответных чувств к "себе любимому", пусть даже ценой насилия.
8. "Любовь", в параллель с названием баллады Мита Лоуфа "Ради любви я сделаю всё (но этого я не сделаю)", пьеса раскрывает мотивы поступков солдата, ждущего любви, пусть даже иллюзорной, от жертвы, которая на многое способна ради иллюзии спасения собственной жизни.
9. "Микадо" (1885), комическая опера Артура Салливена на либретто Уильяма Гилберта была невероятно популярна в англоязычных странах, это образец мультикультурализма на рубеже ХIХ-ХХ веков. Либретто отражает моду на ориентальные виды искусства, проводятся параллели между британской и японской островными культурами, сравниваются их склонности к консерватизму, ритуалу, этикету, учитывая, что обе эксцентричны и не подчиняются континентальным законам. Прямое цитирование раскрывает ностальгию Равенхилла по тем счастливым временам, ещё не знающим трагедий в Пирл-Харборе и Хиросиме.
10. "Война миров", как в романе (1897) Г. Уэлса, где войну на Земле провоцирует вторжение марсиан, так и сегодня во всём виноваты "чужие", только пришельцами и инопланетянами являются носители иных культур (расы, веры и пр.).
11. "Армагеддон", отсылка к сюжету фильма (1988) Майкла Бэя, массовое сознание вроспринимает неоколониальную политику как битву Добра со Злом: "И каждый день мы несём в мир свободу и демократию, приближая царствие небесное".
12. "Мать", героиня романа (1906) М.Горького теряет сына. И персонаж пьесы М.Равенхилла тоже, на кинокадрах они даже внешне похожи, эти две несчастные женщины, разделённые столетием, но если у Горького жертв требовала политическая и идеологическая борьба, то в современных войнах жертв так много, что о личном героизме никто и не вспоминает, в нынешних реалиях обесценивается человеческая жизнь, а гибель солдата оказывается глупой и напрасной.
13. "Гибель богов", если в киноэпопее (1969) Л.Висконти нравственное падение членов семейства промышленной аристократии переосмыслил как шаткость устоев (нравственных и культурных ценностей) патриархальной Европы, то М.Равенхилл продолжил эту аллегорию дальше: отстаивание исконных ценностей Запада неизбежно повлечёт попрание других культур, и тогда борьба за свободу и демократию окажется несовместима с возможностью (ставшую уже привычкой) начинать новое утро с кофе и свежей выпечки.
14. "Потреянный рай", по аналогии с поэмой "Paradise Lost" (1667) Джона Мильтона, героиня пьесы, будто изгнанная из комфортного капиталистического рая, сталкивается с жестокой реальностью различий менталитетов Востока и Запада в отдельно взятом британском многоквартирном доме с плохой звукоизоляцией. Как там было у Мильтона? "Наш разум сам собою существует, и сам из Рая Ад творит, из Ада - Рай." Строчки Виктора Цоя тоже очень удачно ложатся в тему: "В наших глазах звёздная ночь, В наших глазах потерянный рай, В наших глазах закрытая дверь. Что тебе нужно? Выбирай!" (Особенно учитывая, что Мильтон ослеп в 1652 г., до создания поэмы).
15. "Одиссея", на основе классической поэмы Гомера (VIII в. до н.э.), где герой вернулся после Троянской войны к домашнему очагу через долгие десять лет, пьеса показывает, что сегодня битва цивилизаций шанса на возвращение не оставляет никому.
16. "Рождение нации", в качестве эпилога можно попытаться средствами интернет-общения найти ответ на вопрос любого искусства: в силах ли талантливый художник, вооружённый всей палитрой современных технических средств, воскресить и вылечить разрушенные цивилизацией миры? А само искусство может уцелеть на обломках цивилизации? И способно ли искусство возродить нацию?
"shoot/get treasure/repeat",
иммерсивный театр,
Равенхилл,
театр,
Эдинбургский фриндж