Наше паломничество к святой Варваре

Apr 16, 2013 11:08

В воскресенье мы совершили паломничество к святой Варваре (Цахкеванк или пещера девы Варвары). И даже то, что там нужно от дороги идти пешком три километра в гору, а потом еще обратно, нас не испугало, и мы отправились в путь: я, муж, ребенок неполных трех лет и моя мама.

2. Ну и конечно уже по дороге нам открывались прекрасные виды. Вот Арагац, самая высокая гора в Армении.

3. А это гора Аралер, мы как раз туда и собираемся сейчас забраться) По преданию гора названа именем царя Ара Прекрасного. Согласно легенде, гора Аралер есть тело Ара Прекрасного. Издали гора похожа на человека, лежащего с руками на груди. Часто можно услышать: “поднялись по направлению рук” или “повернули в сторону ног’’. “Руки” - это средняя часть горы, а “ноги” - восточная часть, где находится самая высокая точка. “Носом” называют выступающий скалистый массив западной части вершины, который также называют “Аклоракар”.
Очень красив Аралер, особенно по дороге, ведущей от ног к носу. Обычно на эту гору много людей поднимается 24-го апреля, в день памяти жертв Геноцида армянского народа.

4. И опять Арагац

5. По дороге мы заехали в церковь Св.Геворга в деревне Мухни - очень уютная, окруженная садами в цвету

11. Приближаемся к Аралеру

12. Вот по такому серпантину надо переехать на другую сторону ущелья

14. И вот по такому мостику

16. Очередная остановка с видом на Арагац

17. И вот мы уже в ущелье. Место это не туристическое. Наша смелость и решимость была вознаграждена тем, что от дороги и прямо до святыни можно доехать на специальных машинах , которые могут осилить эту каменистую дорогу. И туда мы ехали на уазике, обратно уже пошли пешком. Но у нас есть ощущение, что все-таки идти туда нужно именно пешком и это не случайно, особенно тем, кому есть о чем просить Варвару…

19. Вокруг множество цветов, а местные собирают какие-то горные травы для применения в пищу.

22. А эта пещера по соседству с Варвариной, там внутри течет источник, крест, ставят свечи, вот только туда не добраться. Забраться наверх еще более менее можно, а вот вниз спускаться очень трудно и страшно. Но Марк забрался и мы очень за него переживали, тут уже стоит могилка одного парня, который разбился...

24. Кто-то выложил сердце из камней

25. Мы в цветочках)

26. А вот и пещера Св. Варвары. Легенда гласит, что Варвара бежала от своего отца-язычника из Греции, который преследовал ее за принятие христианства. Он приказал ее найти и убить. Она нашла убежище в пещере горы Аралер и ее никто не видел, кроме пастуха с собакой. Она сказала ему, что если он выдаст ее, то окаменеет. Так и случилось. Ее убили, пастух окаменел, а это место с тех пор считается святым. Перед смертью Варвара просит Бога, чтобы ее именем исцелялись дети, страдающие оспой и краснухой.
Вода, капающая со сталактитов - это слезы Варвары. Эта вода святая, целебная. Выливать ее под ноги - грех. Сюда приходят, если ребенок болеет, если у него есть страхи, если есть проблемы с женским здоровьем. Паломники приходят и даже остаются на ночь, всю ночь молятся, стоя коленями на камне.

27. И несколько кадров изнутри. Там, как я уже не раз видела на святых местах в Армении, множество разнообразных вещей, икон, - кто что принесет, то и лежит. Конечно, надо смотреть это своими глазами, потому что фотографии не отражают атмосферы.

35. А это как раз окаменевшие пастух (справа), его посох (посередине) и собака (слева)

36. Вот такие тут ящерицы водятся. А на каменистой вершине много ядовитых змей.

37. А тут опять окаменевшие пастух с собакой. Здесь лучше видно собаку.

38. Прощальный взгляд на пещеру Св. Варвары.

39. Спускаемся назад в долину

40. Лука по дороге уснул у папы на руках

Другая легенда говорит, что, когда монахини Рипсиме и Гаяне убегали от царских воинов, это они попросили одного пастуха, чтобы он показал им безопасный путь. Пастух выполнил просьбу, но потом выдал их воинам, за что и окаменел вместе со своим стадом.

Как бы то ни было, эта пещера является местом паломничества. Мы там провели достаточно много времени, наверное, часа три, - сидели, никуда на торопились, наслаждались природой, перекусывали и конечно ходили в храм. Сейчас пока посетителей мало, хотя когда мы приехали, одна семья уезжала и после нас тоже приехала другая семья. Но у нас было достаточно времени там, когда мы были одни. Проводник сказал, что обычно сюда приезжают на 9 мая и на Вардавар. Веря в плодоносящую силу воды, бесплодные женщины стоят под капающей со сталактитов водой, прося послать им ребенка.

Я получила от этого места много довольно личных впечатлений - узнала о некоторой свое стороне, неприглядной, связанной с взаимоотношениями с мужем и ребенком, точнее я всегда об этом знала, но тут она поднялась и показалась мне во всей красе... От этого у меня осталось очень тяжелое чувство, потому как я не понимаю причин и истоков этого.
А в ночь после посещения пещеры мне приснился сон, что я родила ребенка, причем сама. Потому как акушерка была очень занята и просто не смогла ко мне прийти. Пришла уже потом и просто проверила, что все в порядке. Вообще мне редко снятся сны, так чтобы я их помнила и после них осталось впечатление...

Ну и для тех, кто захочет туда съездить. Ехать нужно по шоссе на Аштарак, свернуть на Мухни, переехать через каньон, на Т-образном перекрестке повернуть налево, дальше дорога повернет направо и через некоторое время увидите вагончик, откуда начинается каменистая дорога до Цахкеванк. На карте Google - Tsakhevank.