Элина Быстрицкая. Красавица со стальным характером

Apr 05, 2018 08:52


На вопрос, откуда Вы родом? Элина Быстрицкая отвечала: «Из бедности, из коммуналки, из войны». Ее мать была украинка, а отец поляком. Она родилась 4 апреля 1928 г. в Киеве, в семье военного врача. Мама работала в школе. Поэтому и имя она выбрали дочке как у героини пьесы Кнута Гамсуна «У врат царства». Правда паспортистка ошиблась и написала одну «л». Они жили в маленькой двухкомнатной квартире бабушки Элины. Всего было шесть человек. Элина с отцом и матерью жили в 10 м2 комнатке с одним узким окном. Невозможно себе представить, как в такую комнатушку все вмещались. А когда родилась еще одна девочка Эльвина вынуждена была спать на раскладушке. На лестничной клетке порой разыгрывались спектакли. На ступеньках размещались взрослые, а дети играли. Быстрицкой чаще всего доставалась роль Петьки в «Чапае». Она вспоминала, что удивлялась, почему взрослые смеются, когда  она говорила: « Тихо! Чапай думать будет!» - ей казалось, что она говорила строго.





Война застала Быстрицкую под Киевом. Внезапные бомбежки, эшелоны, очереди на призывных пунктах. Уже  в 13 лет проявлялся характер и ее самостоятельность. Она чувствовала себя частью страны, с постигшей ее бедой, и хотела быль нужной. Она явилась в госпиталь, нашла главврача и когда ему сказала, что хочет помогать фронту, врач, посмотрев на эту тоненькую маленькую девочку и спросил: «А что ты умеешь делать?» Быстрицкая не задумываясь, ответила: «Для фронта я могу делать все». И так она начала разносить раненым почту, писать им письма, читать газеты. Но скоро пришлось отступать. Они ехали на грузовиках, видели, как жгли неубранный хлеб, чтобы не достался врагу и черный дым стелился над полями как сгорающая прошлая жизнь. Потом были теплушки, горшки, кастрюли. Забитый до духоты вагон, с двухъярусными нарами. Но самое страшное это бомбежки.



Бомбежки были каждый день. Их санитарный поезд шел под Сталинградом, где шли кровопролитные бои. На всю жизнь она запомнила. Свист подлетающих бомб. Они выбежали в поле и упали на землю.  Самолеты кружат над санитарными вагонами. Взлетает от бомб земля, разрываются на куски и горят вагоны. От взрывных волн некоторые вагоны падают с рельс. Когда все закончилось, то вокруг валялись трупы раненых, врачей и медсестер. Уцелевших вагонов не хватало, и погибших положили на крыши. Быстрицкая прошла всю войну, работая медсестрой в госпитале. Другим запоминающимся моментом была зимняя станция, на которой стоял разбомбленный почтовый вагон, из которого на снег, в метель огненным вихрем вылетали треугольнички писем. Медицинский поезд медленно проезжал мимо и все тоскливым взглядом провожали как тысячи близких не получат весточек от родных.



После войны она с мамой и сестрой вернулись на Украину в свой городок. Был страшный голод, когда мама заболела и ее госпитализировали, последние слова ее были, сбереги сестру. Она жила с сестрой деля крошки хлеба и готовясь поступать в театральное. Она поступила в пединститут, занималась балетом и вела в институте танцевальный кружок. Не смотря на то, что родители хотели, чтобы дочь стала врачом, к тому же она получала профессию педагога, Быстрицкая настояла на своем решении. Она уехала в Киев с безоглядной верой, что поступит. В одном платье и двумя буханками хлеба, которые купил ей отец. Это все чем  он мог помочь. Несмотря на успешную сдачу экзаменов Быстрицкую не зачислили. Не хватило справки, о том, что она учится в другом вузе. Ей пришлось возвращаться домой за справкой. Но в вузе ей отказались выдавать справку для предоставления в другой институт. В отчаянии она шла по коридору из деканата. И тут один знакомый пожилой преподаватель остановил ее и поинтересовался в чем дело. Она ему рассказала, что ей не дают справку. Что она не сможет учиться в театральном. Что рушатся ее мечты. Он как то легко сказал: «Милочка, что вы придумываете себе. Пойдите в отдел кадров и попросите справку для снятия копии». Так мне надо в театральный подлинник. На что он с улыбкой сказал: «Так вы и отнесете подлинник». Быстрицкая вспоминала, что тогда для нее в 1948 г. это был шок. Для прямолинейной, честной девочки, фронтовички, такое не приходило даже в голову, но выхода не было, и она отвезла справку в Киев.



Она успешно училась в театральном. Ей повезло и она снялась в фильме. Хотя говоря о Быстрицкой, что такое повезло. Она снималась во всех массовках, в которых могла, подавала заявления на участия в фильмах и тогда ей повезло. По окончании киевского театрального института, ей пришлось пройти через еще один бой.  По распределению, ее направили в Херсонский драматический. Его режиссер Морозенко, когда увидел молодую красивую актрису, сказал: «Сьогодни о сьоми, ресторан «Спорт».  Тогда вообще, все провинциальные деятели культуры демонстративно говорили на украинском.  - «А я ни пиду». И получила в ответ: « Ну дывысь, тоби у мене працюваты». Она поняла, что ее ждет судьба наложницы в гареме херсонского драматического. Все ее нутро кипело негодованием. Сначала она пошла в министерство культуры с просьбой, дать ей назначение в другой театр. Но там ей отказали. А когда чиновница поинтересовалась почему, и Быстрицкая объяснила, то ей вообще пригрозили не клеветать на украинские кадры. В это время в Киеве гастролировал театр Моссовета. Она добилась встречи с ее режиссером Завадским и попросила себя прослушать. Но прежде чем пойти ей на встречу Завадский попросил, чтобы ее педагог, его старый знакомый позвонил ему и охарактеризовал Элину Быстрицкую.  Вечером же она позвонила своему учителю и узнала, что он в деревне в 40 километрах от Киева. Ждать было нельзя. В этот поселок ходил только один паром, и она утром в 8.00 уже была на пристани. Но не было билетов и она смотрела как паром отходит, а она со своими надеждами остается. Но это ее не остановило. Был еще один путь, но дорогу надо было преодолевать пешком. Был дождь, слякоть, потом солнце и жара. И только под конец пути появилась попутная полуторка с какими-то бревнами. Водитель сжалился и посадил в кузов. Она добралась до нужной деревни и узнала, что в этот же профессор уехал в Киев. Значит в одной из встреченных ею машин он и ехал.  Только теперь она задумалась, а как возвращаться? Ей подсказали, что неподалеку есть дом отдыха и там грузовики ездят до Киева. Она бросилась туда и ей повезло. В Киеве, когда она, наконец, смогла встретиться со своим учителем и объяснила ситуацию, он написал письмо столичному режиссеру, с которым она и вернулась к Завадскому. А время шло, московский театр мог в любой момент уехать, к тому же закончились деньги, а есть надо было хотя бы раз в день.  Ей назначили прослушивание. Волнение с которым она на него шла, было не сравнимо с тем трепетом, с которым она ждала решение комиссии ее оценивавшей.  Но ей дали приглашение в театр Моссовета, с которым она пошла опять в министерство. Ей повезло, что когда она ждала приема у начальника, решающего такие вопросы, она услышала, что через полчаса он должен уехать. Потому что когда она зашла в его кабинет и изложила причину, он ей ответил: «Мы своими кадрами не разбрасываемся. До свиданье девушка». И тогда, когда он уехал, она пошла к его начальнику со своим вопросом. В конечном итоге ей дали добро. Дирекция театра Моссовет ждала ее 1 октября у себя в труппе.



Она думала, что добилась своего, но это было не так. Потому что 1 сентября ей пришел пакет из театра Моссовета с документами и отказом принять в московский театр по причине отсутствия у нее прописки. В это время она жила у родителей в Вильнюсе. Возвращаться на Украину она не хотела и пошла, проситься на службу в Вильнюсский театр. Работая в Вильнюсе она продолжала сниматься в кино. Она была уже известна в профессиональных кругах, когда в 1958 г. оказалась на творческом приеме с французскими артистами Ив Монтан, Симона Синьоре и другие. Ее место оказалось рядом с Фаиной Раневской по другую сторону, которой сидел Туманов - режиссер Театра имени Пушкина. Раневская ему сказала: «Вот вам, пожалуйста, героиня для вашего «Белого лотоса». Эту индийскую пьесу тогда ставил Туманов. Так началась столичная жизнь Быстрицкой.



Одновременно с этим к ней пришла самая главная роль ее жизни Аксинья в Шолоховском «Тихом доне», который снимал Сергей Герасимов. Было сложно совмещать театр и съемки в такой эпопеи и она ушла из театра. После выхода фильма Быстрицкая получила от городских властей комнату в 30 м2 в коммуналке на Новинском бульваре. Она стала работать в Малом театре, вышла замуж и получила мировую славу.



Что бы не происходило в жизни Быстрицкой это никогда не мешало ее профессиональной деятельности, достижением поставленных целей. Она была всегда внешне выдержана и работоспособна, а что творилось в это время под маской, никто не узнает, только может в своих написанных воспоминаниях она немного приподнимала занавес. С днем рождения.

калинчев.рф

Элина Быстрицкая поет то что видела, что пережила, что знает - ВАЛЬС "В лесу прифронтовом" (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, 1942 г.)

image Click to view



Previous post Next post
Up