«…как без бога жить, я у Фёдора Михайловича Достоевского читала, если нет Бога, надо его придумать, тогда легче будет жить. Вера в бога необходима, а как быть…», - говорила Валентина Малявина в своём последнем интервью, которое взял у неё Андрей Малахов, посетив её в закрытой клинике, где бывшая звезда советского экрана прожила последние свои почти что два десятилетия.
У Достоевского об этом так: «Видишь, голубчик, - говорит Иван Карамазов брату Алёше, - был один старый грешник в восемнадцатом столетии, который изрёк, что если бы не было Бога, то следовало бы его выдумать» («Si Dieu n’existait pas, il faudrait l’inventer»). Старый грешник, имелся в виду французский философ-просветитель Вольтер, который частенько любил повторять этот свой афоризм. Саму же эту фразу он написал, как ответ на анонимный трактат, цель которого была обличить основателей мировых религий - Моисея, Иисуса и Магомета, представив их как обманщиков.
Справедливость этой фразы ещё и в том, что любая религия даёт ту почву, на которую могут опираться души. Тот закон, который позволяет обуздывать страсти, удерживая человека на пути и не давая ему придаться саморазрушению. У кого-то это получается сразу, а кто-то должен пройти все круги ада, чтобы взять себя в руки или доверить себя в те руки, которые веришь. Эту простую истину отразила судьба Валентины Малявиной, которая имела в своей жизни всё и славу, признание коллег и всенародную любовь, она была на «Олимпе», и тем ярче контраст, когда мы её находим в конце жизни всеми покинутую, слепую, полу глухую заточённой в частной лечебнице без права доступа к ней. А как всё начиналось.
Дочь генерала, красивая на столько, что даже равнодушный не мог не обратить внимания, что-то да цепляло и это были не только глаза, но и какой-то магнетизм, излучавшийся от неё. Её первый муж, известный артист Александр Збруев, так вспоминал: «Малявина была суперкрасивой женщиной, на неё нельзя было не обратить внимание. Когда она шла по улице, на неё люди поворачивали головы - и не только мужчины, но и женщины. Потому что она была необыкновенно красивой с её глубокими, бездонными глазами. Это было что-то феерическое».
Несмотря на свою внешнюю хрупкость, темперамента ей было не занимать и страстно желая жить, она ждала и от жизни такой же страсти. Мечтая с детства стать актрисой, она после школы поступила в студию МХАТ, а потом перешла в театральный институт им. Щукина, где и познакомилась с первым мужем. Вот как она потом вспоминала об этом: «Вот и совместная вечеринка со студентами Щуки, куда привела меня подружка… А потом пришёл Саша Збруев и по-хозяйски увлёк меня в другую комнату, где мы с ним целовались до умопомрачения…». Ей было 17, а ему 20, когда они расписались. Оба были счастливы и влюблены, как и должно быть в первый раз и это прекрасно отражают их фота тех лет. Может быть, у них бы могла сложиться счастливая жизнь, если бы не первое испытание, которое уготовила им жизнь и которое они не сумели пройти вместе. Валентина должна была стать матерью. Почему она не стала, почему был сделан аборт, спустя годы и сами участники этой истории не смогли бы вспомнить правду, потерянную, за обидами, не сбывшимися мечтами, самооправданиями, комплексами и прочей суетой. Остался только голый факт - ребёнок не родился, и это раскололо их единство.
В это же время начинается и её звёздное десятилетие артистки. Как на экране, так и на сцене в эти годы были сыграны её главные роли, которые создали Малявиной имя, вписанное в отечественный кинематограф. И если первый фильм («Первое свидание», 1960), в котором она снялась, будучи ещё студенткой особой популярности, не принёс, то уже второй («Иваново детство», 1962) сделал из неё знаменитость мирового уровня, как и режиссёра (Андрей Тарковский), для которого это была также дебютная полнометражная работа. Это совпало и с её окончанием института и началом работы в театре «Ленком», где она также блистала в главных ролях новых в те годы спектаклях: «104 страницы про любовь» ( Э. Родзинский) и «До свидания, мальчики» ( Б. Балтер).
Будучи человеком сильных чувств, ей мало было переживать наигранные эмоции на сцене, она хотела иметь эти же чувства и в своей повседневной жизни. И не просто эти же чувства, а ещё и с таким же накалом, которые она играла. Разведясь со Збруевым, Валентина стала супругой артиста и режиссёра Павла Арсенова. Но и этот брак не дал ей того, что она ждала от семейного очага. Хотя может тут и не только её вина, а ещё и судьба подкинула одно тяжёлое испытание. Трагедия произошла в роддоме, когда их только, только родившаяся дочь не прожила и нескольких недель и умерла от сепсиса.
В тоже время Валентина уходит из «Ленкома» в театр им. Вахтангова, где встречает уже знаменитого к тому моменту Александра Кайдановского, который поразил её воображение и как мужчина и как артист. Обоих затянул водоворот страстей. Неудержимость Валентины не останавливало ни то, что Александр был женат и, закрытые окна, когда она могла ночью стучаться, будя и его и жену, ни её собственный муж, который тоже всё прекрасно знал, но любил и радии неё мирился с ситуацией. А страсти у Малявина с Кайдановским били ключом. Порой доходило до откровенного суицида, когда они оба в угаре накладывали на себя руки, и только благодаря случайности это дело не было доведено до конца. Все эти бурлящие страсти подогретые вином постепенно начали разрушать и карьеру Валентины, которой на тот момент не было и 30 лет. Так один из последних кинопроектов, в котором Малявина блистала - «Король-олень», музыкальная театрализованная сказка, 1969 г. режиссёром которой был её муж П. Арсенов не была до снята до конца. Из-за семейного скандала, в результате которого была поставлена точка в их семейной жизни, и фильм лишился запланированной концовки. Уже со следующего десятилетия у Валентины не было таких ролей, которыми она бы могла похвастаться.
Дальнейшая жизнь Малявиной покажет, что ей просто хотелось сильных ощущений, острых и глубоких переживаний. Отсюда и пристрастия к алкоголю, которое медленно, но верно разрушало её карьеру и жизнь. После романа с Кайдановским произошло её роковое знакомство со Станиславом Жданько. С этим начинающим артистов Валентину познакомил Кайдановский, который после расставания с ней тоже поторопился жениться. А Валентина со Станиславом проводили совместно время в её квартире на Арбате, где не уставали пить. Как и многое другое в жизни Валентины Малявиной то, что произошло в тот злосчастный вечер останется тайной. Остаётся только факт, что в результате ножевого ранения Жданько истёк кровью и умер. Но в то время, когда во главе государства находился Л.Брежнев, а его дочь Галина была на стороне Малявиной, обвинения Валентине никто не предъявлял, а наоборот. Дело было квалифицировано как самоубийство. И только после смерти генерального секретаря родственники и друзья погибшего добились пересмотра дела. Многие советовали Малявиной уехать за границу, но в те годы прятаться за бугром, было не так принято, как сейчас. В результате суд признал её виновной и приговорил к 9 годам колонии, из которых она отсидела пол срока и вышла по амнистии.
Оказавшись на свободе Валентина не изменила себе и продолжила тот же образ жизни, который вела и ранее. В результате, даже не смотря на то, что ей поначалу удалось вернуться в профессию, устроится в театр и сняться в нескольких фильмах и получить почётное звание Заслуженной артистки страны, её темпераментный характер взял своё. Были у неё и новые мужья и социальный статус, но её эмоциональность, горячая натура требовала полноты ощущений жизни, и не имея ничего, что могло бы её наполнить, дать какую-то основу, где находилось бы душевное равновесие, опять на выручку она приводила алкоголь.
Так же как и до тюрьмы, когда она, не имея никаких принципов, шла исключительно на поводу своих страстей и разрушила сначала карьеру, а потом и жизнь, так и после, как в кино - дубль два, она встала на эти же рельсы. В конечном итоге, вино, случайные опустившиеся знакомые, попойки драчки привели к травмам, потере зрения, упадку слуха. Хорошие знакомые сперва спасли её от чёрных риэлторов, а потом во избежание ещё чего похуже, определили в частный дом престарелых, где оградив её от внешнего мира, подарили последние два десятилетия. Пришло ли к ней понимание, когда она говорила, что если нет Бога, надо его придумать, тогда легче будет жить или эти слова она произносила просто в утешение осознания своей разбитой жизни, сложно сказать. Поскольку даже если это и понимание, которое приводит к каким-то поступкам во исправлении ошибок, то в том возрасте, в котором она находилась, говоря это, на излёте лет всё равно ничего изменить уже невозможно. Возможно, быть только уроком другим, таким же страстным, горячим душам, которые, не задумываясь как, почему и зачем идут на поводу своих страстей, не придумывая себе бога, который бы даровал бы им правила как жить, не разрушая свои жизни.
Умерла Валентина Малявина осенью 2021 года под присмотром сиделки, одинокая и всеми забытая.
КАЛИНЧЕВ,РФ