Оригинал взят у
oleggureev в
Две версии легенды о Каине и Авеле Фильм «Восхождение» 1973 года, реж. Л. Шепитько,
и фильм «Остров» 2006 года, реж. П. Лунгин.
Ветхозаветная легенда о Каине и Авеле известна с библейских времен, и имеет разные трактовки. Что может стать темой для отдельных дискуссий.
В чертах поведения главных героев обоих фильмов - мы без труда узнаем прототипы Каина и Авеля.
Фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько - дальше от нас по времени создания, сюжетно совершенно не связан с Библией, но по каким-то причинам - он больше напоминает легенду о Христе; даже, непосредственно, о самом распятии на Голгофе. Соответственно - предатель и его жертва, Каин и Авель, ветхозаветные персонажи, здесь - несмотря на доминирующие в Советском Союзе 1973-го года атеизм и научность - чудесным образом превращаются - в новозаветных Иуду и Христа.
Причём, Сотников (Христос) здесь - без сомнений - именно героический персонаж.
А Рыбак (Иуда) - без сомнений - именно отрицательный персонаж.
Всё очень традиционно. В смысле восприятия фабулы, фильм совсем не сложен.
Он гораздо сложнее - в смысле эмоциональной нагрузки. Как справедливо заметил актер, игравший Рыбака - Владимир Гостюхин - процесс съёмок представлял собою «смерть в каждом кадре». Это была последняя законченная работа режиссера Ларисы Шепитько.
***
Фильм «Остров» П. Лунгина - оставил неоднозначные ощущения у многих зрителей на пост/советском пространстве.
Персонажи - те же:
Каин (кочегар, отец Анатолий - актер П. Мамонов) и Авель (шкипер Тихон, актер Ю. Кузнецов).
Здесь сама история также - достаточно простая. Кочегар предает своего товарища, его убивают фашисты. Затем - весь фильм - посвящен повествованию о необычной чудодейственной и молитвенной жизни кочегара, заслужившего в конце концов прощение от чудом спасшегося шкипера Тихона.
Сравнительный - «случайный» взгляд:
На уровне - самом общем - мы видим следующее:
1) Грех предательства в советском обществе - однозначно осуждается.
2) Грех предательства в пост/советском обществе - оправдывается.
Кроме того, в фильме «Остров» основное экранное время посвящено Каину.
(Конечно, в маленькой заметке автор намеренно не касается темы генезиса и значения христианской цивилизации, хотя она имеет прямое отношение к разговору.
Это отдельная, и очень большая тема.)
Вывод - коррозия смыслов морали в пост/советском пространстве - налицо.