Dec 19, 2007 23:03
Начиная подготовку к экзамену, важно правильно распределить свои силы и время. Прежде всего надо внимательно прочитать лекциии запастись необходимыми учебниками и пособиями. Начинать повторение надо с тех вопросов, которые кажутся самыми неинтересными или были самыми трудными. После предварительного (ознакомительного) чтения переходите к тщательной проработке содержания вопросов по учебнику, справочнику, пособию, конспекту и т.п. Хорошо, если при этом вы будете подчеркивать важные фрагменты и узловые понятия.
Накануне экзамена еще раз просмотрите свои записи, отдельно проштудируйте материал, который требует запоминания, повторите формулы, определения, термины, перескажите (про себя, а лучше вслух) те вопросы, в знании которых вы не уверены. Только не сидите за учебником допоздна в ночь перед экзаменом: это обычно не приносит желаемых результатов.
Как вести себя на экзамене?
Что повторить утром перед экзаменом? Что надеть? Как себя держать?
Опытные педагоги советуют: перед экзаменом спать ложитесь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновляйте "зубрежку". Исследования психологов свидетельствуют, что при этом в памяти останется только материал, отработанный утром, а все остальное благополучно забывается. Не опаздывайте на экзамен! Не одевайтесь вызывающе!! Разумеется, то же самое можно сказать о косметике и бижутерии.
Получив билет, назовите его номер. Комментировать содержание билета радостными или скорбными репликами не стоит. Не стоит также, прочитав билет и поняв, что вы плохо к нему подготовлены, просить экзаменационную комиссию заменить билет. Помните: вторая попытка, как правило, оценивается на балл ниже.
Сев на место, успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержание вопросов. За время, отведенное на подготовку (а это 20-35 минут, реже 1 час), не стремитесь записать ответ на вопрос слово в слово. Лучше составьте подробный план, запишите важные определения, формулы, схемы.
Составьте необходимые уравнения реакций. Особое внимание обратите на химическую грамотность записей: правильное указание степени окисления, заряда иона, коэффициентов в уравнении реакции, индексов в формулах.
Решая экзаменационную задачу, запишите условие, составьте уравнение реакции; не берите готовую расчетную формулу, а выведите ее, исходя из общих закономерностей.
Отшлифуйте в уме начало ответа, оно должно быть содержательным и безупречным. Помните, что таблицы, плакаты, справочные данные (а также Периодическая система, макеты и технологические схемы и т.д.), находящиеся в вашем распоряжении во время экзамена - ваши прямые помощники, так как в них содержится значительная часть информации, необходимой для ответа.
Ответ советуем начинать с произнесения плана. В этом случае экзаменатор с первых же минут оценит не только круг вопросов, которые вы будете рассматривать по билету, но и вашу способность логически мыслить и грамотно строить ответ.
Вот пример.
" - Первый вопрос: типы химической связи. Ответ я буду строить по такому плану. Сначала - о природе химической связи, затем по порядку рассмотрю ковалентную связь - неполярную и полярную и понятие о простой и кратной связи. Далее расскажу о ионной связи и механизме ее образования, а затем - о сущности металлической связи. Закончить ответ можно будет рассказом о водородной связи."
Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, раскрытием связи явлений, изложением закономерностей. Держитесь при ответе уверенно, но не вызывающе, отвечайте ровным, четким, но негромким голосом.
При благоприятном стечении обстоятельств ваш ответ на каждый вопрос займет не более 5-7 минут. Не исключено, что вы произведете такое сильное впечатление, что необходимость задавать дополнительные вопросы у экзаменаторов исчезнет!
Как быть?..
Как поступить, если тебя "завалили" на экзамене? Прежде всего: не теряйте присутствия духа. Помните, что любое нарушение установленного порядка экзамена - уже повод для апелляции. Апелляция служит для решения сложных случаев на экзаменах, подача апелляции - это нормальное дело, а отнюдь не отражение "склочности" характера экзаменующегося. Помните, что основанием для апелляции является лист с письменным конспектом вашего ответа!!! Сроки подачи апелляции - в день устного экзамена или в день объявления результата проверки письменной работы.
Имеет ли смысл, готовясь к экзамену, делать шпаргалки? Вопрос сложный и однозначного ответа нет. Тем, у кого сильно развита моторная память, кропотливое составление "конспекта конспекта" поможет лучше запомнить учебный материал. Людям, подверженным нервным стрессам, хорошо спрятанная шпаргалка прибавит уверенности (даже если ею не удастся или не будет надобности воспользоваться). Другое дело, если, пользуясь ею (или другим несанкционированным источником), вы "попались". Тут, как правило, начинаются большие неприятности!!! Возможно, стоит взвесить степень риска и... лучше отказаться от этой старинной хитрости нерадивых школяров?