Воздействие идей Ранней и Высокой Схоластики на формирование архитектуры Готики.
Восприятие и передача в архитектуре сущности Схоластической мысли, без применения ее в своей непосредственной деятельности. Modus operandi - modus essendi. Задача достижения мирного договора между верой и разумом.
Первый определяющий принцип Ранней и Высокой Схоластики - выявление, прояснение, пояснение, схематизм и формализм Схоластических Сумм: 1. Всеохватыемость; 2. Организация опуса в соответствии с системой расположенных частей; 3. Четкость и дедуктивная убедительность. Необходимость четко выявлять упорядоченность и логику мысли. Постулат разъяснения ради самого разъяснения.
Страсть к разъяснению (естественная при монополии Схоластики на образование, , сосредоточенное в соборных школах, университетах, и новых нищенствующих орденах. Высшие достижения Готического искусства приходятся на соборы (Высокая Готика) и приходские церкви (Поздняя Готика).) превращается в «умственную привычку»(»духовное состояние»). Одержимость систематикой делений и разделений, демонстрацией методик, терминологией, параллелизмом частей и рифмой, приложима как к прозе и поэзии так и к другим видам искусства. Потребность сделать воображение “яснее” через обращение к чувствам. В литературе - звуковое выделение повторяющимися фразами, визуальное деление страницы с помощью рубрик, цифр, параграфов = точное и и систематическое разделение пространства в изобразительных искусствах, что может быть продемонтрировано анализом почти фигуры либо организации архитектурного ансамбля. Доминирование в архитектуре Высокой Готики Принципа прозрачности, в Высокой Схоластике Принципа manifestatio. Философия Схоластики разграничивает веру от разума, оставляя содержание этого святилища четко различимым, соответсвенно архитектура отграничивает объем интерьера от внешнего пространства, однако настаивает на проступании интерьера сквозь окружающие структуры (Поперечное сечение нефа может быть прочитано с фасада). Стремление приблизиться через синтез и устранение всего лишнего к совершенному и окончательному решению. В архитектуре - достижение невиданного ранее баланса между базиликой и центральной постройкой с подавлением всех элементов кроме 2-х фронтальных башен.
Второе определяющее требование Схоластических частей - “изложение материала в соответствии с определенной системой гомологических частей и частей частей” .
Зримое отображение в единообразном разделении и подразделении всех частей Готической постройки (усовершеноствованный нервюрный свод, исчезновение закругленных повехностей из храмов, единообразная травея). Целое составлено из наименьших единиц, что соответсвует иерархии логических уровней в Схоластическом Трактате. Разделение всей постройки храма на три главные части - неф, трансепт и chevet. Принцип разворачивающеся подразделенности оказывает влияние на сложение концепции всего здания. Принцип соответствия контролирующий процесс подразделений обеспечивает относительное единообразие Готической архитектуры.
Третье требование Схоластических трактатов: “четкая различимость и дедуктивная убедительность”. Классические стандарты Высокой Готики: индивидуальные элементы формируют неделимое целое, а с другой стороны проявляют отличичтельные черты с помощью четкой отделенности одного от другого. Способ архитектурного выражения расматривается как способ литературного изложения ( с точки зрения manifestatio): главная задача множества элементов - обеспечение стабильности.
При рассмотрении эволюции - скачкообразное развитие Готического стиля. Окончательное решение общего плана храма - базилика с трехчастным нефом. Борьба между контрастирующими решениями моделей: продольная модель с 2-мя фронтальными башнями укороченным трансептом, многосоставность с выступающим трехчастным трансептом и многими башнями, упразднение излишних башен над трансептом и средокрестием как необходимое условие «окончательного» условия. Принятие и в конечном счете примирение противоположных тенденций - второй определяющий принцип Схоластики.
Толкование и перетолковывание возникающих противоречий, приняв их как данность, до той поры пока не появится возможность их примирить. Сходность отношения к своей деятельности как строителей соборов Высокой Готики, так и представителей Высокой Схоластики. Кажущаяся блуждающая эволюция Высокой Готики - на деле упорно последовательна. Развитие как Архитектуры так и Схоластики по схеме: videtur quod - sed contra - respondeo discendum. Примеры архитектуры (окно-роза западного фасада, организация стены под трифорием, укрепление колонн нефа).
Схоластическая диалектика в итоге подводит архитектурное мышление к точке где оно почти перестает быть архитектурным.