" Ах! батюшка сон в руку! " И говорит мне это вслух! Ну, виноват...
А.С. Грибоедов "Горе от ума"
Все таки происходящее вокруг искусства в целом, и фотографии в частности, напоминает "скверный анекдот" в духе Гоголя, Достоевского, и Салтыкова-Щедрина. Сами посудите, "актуальные" перекрашиваются в "гендерных", деятели самообразованного "экспэртного" сообщества умиляются, юбки становятся длиннее, кобура и яйца становятся не видны.
"Экспэрт"
Виктория Мусвик ( полистайте- полезно) вне всякого сомнения уже осталась в истории российской фотографии. Напомню, не так давно ее уста, в присутствии немалой зрительской аудитории не чуждой фотографии, сообщили о том, что "фотография - искусство массовое и бессознательное, как гласит теория фотографии". Позволю себе заметить, что Барта и др. читать мне приходилось, а теория фотографии- физическая дисциплина. От этого "экспертного заключения" волосы на головах присутствовавших зашевелились так громко, что слышно было даже в президиуме. Я уверен в том, что этот перл не будет забыт ни массовыми современниками, ни лишенными сознания потомками.
Недавно
общественность совершено справедливо была возмущена актами вандализма, хулиганства и откровенной уголовщиной некоторых молодых представителей "актуальной тусовки", тщательно взращиваемой "экспэртными" пастухами. Громко возмущалась и "экспэрт" Мусвик. Не могу не поддержать ее вопросы: "откуда и доколе". Однако ж странно "экспэрту" это должно быть известно лучше, чем художнику.
Я опубликовал
приглашение на несколько комичную конференцию. Вот и г-жа Мусвик в ней поучаствовала, и
высказалась.
Замечу так же и то, что несмотря на мои призывы, читатель не внял и не поинтересовался внимательно деятельностью г-жи Бредихиной. А зря!!! Высветилось бы много интересного.
Вот, например, как г-жа Бредихина, ныне специализирующаяся на гендерных вопросах в советском искусстве, объясняется в 101-м отделении милиции в 1992 году:
Начальнику 101 отд. милиции Москвы Филькину И.Г.
от консультанта галереи "Риджина" Бредихиной П.Н.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с появлением в прессе публикаций, искажающих смысл акций, проведенных галереей в рамках Фестиваля анималистских проектов, прошу принять во внимание следующее:
ни одному из художников абсолютно невозможно предъявить обвинение в жестоком обращении с животными, в чем легко убедиться, просмотрев видеохронику Фестиваля;
акция, вызвавшая особенные нарекания (умерщвление свиньи и разделка ее туши профессиональным мясником), не может быть классифицирована как жестокое обращение с животным в силу привычности и утилитарной необходимости этого события.
Пафос последней акции заключался как раз в протесте против бездумного и схематичного разрыва между тем, что называется искусством, и реальной действительностью.
В современном искусстве действительно есть определенные художественные стратегии, связанные с кровавыми ритуальными убийствами животных (акции "венской школы" в 60-е годы). Наша акция не может быть прочитана в этом контексте - в ней не было ни малейшего намека на ритуальность, напротив, подчеркивалась обыденность происходящего. Прямой контакт со зрителем был исключен, осуществлялась прямая трансляция через монитор, что снимало шокирующий эффект и апеллировало к еще одному контексту - к насыщенной кровавыми сценами видео- и телепродукции.
В последней акции нас интересовали, прежде всего, такие проблемы как соотношение реального события, зрелища и искусства; концепция итальянского культуролога Бонито Оливы о "смерти произведения искусства" и сведения его к "прямой трансляции того, что происходит с художником в выставочном зале"; проблема "производственности" жизненных процессов и их отражение в искусстве (фильмы Годара и Пазолини).
Акция носила клубный характер и была рассчитана на людей, интересующихся проблемами актуального искусства, на круг художников и искусствоведов, постоянно посещающих нашу галерею. Именно поэтому мы не приглашали никакой прессы и были удивлены ее вниманием. Большинство журналистов не было допущено на акцию - видимо, этим и объясняется их раздраженный тон и неосведомленность. Кстати сказать, "Вести" Российской телерадиокомпании были свидетелями акции и включили репортаж о ней в свою программу 13 апреля. Никакого ажиотажа этот достаточно объективный репортаж не вызвал.
Возвращаясь к теме жестокости, хочу добавить, что спасти свиней от утилизации не представляется возможным, и поэтому при известной доле брутальности, содержащейся в этой теме, нам она не кажется актуальной и заслуживающей общественного или юридического обсуждения.
Возможно, Вам будет интересно узнать, что оплата мясников находилась в прямой зависимости от того, насколько легко свинья умрет, и ее агония длилась рекордно малое время - 15 секунд, что свидетельствует, скорее, о гуманности акции, чем о ее жестокости (если вообще имеет смысл говорить о подобных категориях в данных обстоятельствах).
Готова ответить на все возникшие у Вас вопросы.
С уважением
П. Бредихина
27 апреля 1992 г.
Подобных текстов у меня целый том, еще один том в массивном фолианте, посвященном масштабной выставке О.Кулика.
Остается вернуться к справедливым вопросам: "откуда и доколе". Я вижу два варианта:
1. "Экспэрт" Виктория Мусвик действительно не в курсе. Но в этом случае она просто некомпетентна, а тогда какой же она эксперт?
2. Г- жа Мусвик в курсе, но сознательно, так же как и возмущающие ее деятели "актуальной тусовки", не "сдает своих" - философских и гендерных. Но в таком случае возникает вопрос о цене "экспэрта" и его репутации !!
И как теперь со всем этим обращаться?
P.S. Пишу и слушаю увертюру к "Севильскому цирюльнику" Дж. Россини. Что-то в этом есть!!!