Начало здесь. После поездок по заграницам в конце 80-х и знакомства с клубной культурой Англии и Америки, Гаккель начал постепенную реализацию идеи подобного клуба в родном городе. Дело было новое, поэтому процесс оказался несколько растянутым по времени.
1990
"...Сразу после наступления девяностого года приехал Кенни, и мы с Сашкой Титовым
поехали в Москву встретиться с ним. Я рассказал ему о своей идее создания
музыкального клуба. Он вселил в меня надежду, сказав, что, если я найду
подходящее помещение, то может быть он изобрел бы какие-то средства на
финансирование такого предприятия. Я начал рекогносцировку и по совету Ивана
пошел к Захару Коловскому, который основал ленинградский филиал "Общества
поощрения современного искусства А-Я". Звучит это немного замысловато, но его
идея была просто замечательная. Он основал организацию, которая выполняла бы
функцию посредника в регулировании отношений с государством. При ней можно было
зарегистрировать любое творческое объединение. И в том случае, если понадобится
хождение по инстанциям, то можно было писать письмо на бланке "А-Я" и ставить
свою подпись, которую они скрепляли своей печатью. Это было очень важно. Я решил
создать и зарегистрировать организацию и стал искать кого-нибудь на должность
директора, поскольку занимать таковую сам не хотел. Я не умею вести дела и
управлять. Случайно встретив Мишу Мончадского, я предложил ему возглавить это
объединение. Он был деловым человеком, закончил торговый институт и был
идеальной кандидатурой, к тому же он нигде не работал и находился в свободном
полете. Он был в восторге и загорелся этой идеей. Итак, весной девяностого года
мы зарегистрировали "Музыкальное творческое объединение". Перебирая подходящие
названия, мы случайно натолкнулись на слово "TaMtAm", которое за ним и
закрепили..."
Но от регистрации до реализации пришлось пройти непростой длительный путь.
"...Мы вместе продолжили поиск помещений, но ничего подходящего так и не нашли, к
тому же предстояло понять, как, найдя таковое, можно было бы вступить в его
владение. Вероятно его можно было арендовать, но как это было можно осуществить,
имея ввиду финансирование, предложенное Кенни? Мы продолжали переписку с Мэри
Рёдер. Она писала абстрактные письма, рассчитывая на поддержку американских
фондов, и каким-то образом заручилась поддержкой Стинга. В общем, на пальцах
вырисовывалась очень внушительная картина..."
Попутно Всеволод продолжал заниматься музыкальными и околомузыкальными делами, в частности участвовал в съёмках первого фильма Веры Глаголевой "Сломанный свет". Но при этом не забывал и про свой клуб.
"...В одном эпизоде я должен был воссоздать атмосферу подпольного сейшена.
Для этого мы выбрали место в мансарде у Горошевского, в той самой, где нас
винтили с "Поп-механикой". Она мало изменилась с тех пор. Мы привезли пару
комбиков и ударную установку. Я свистнул своих дружков, и те в свою очередь
свистнули своих. Так пришло человек пятьдесят, совсем немного, но вполне
достаточно для такого места. Перед этим мы собрались в ДК Связи со Славкой
Егоровым, Сережей Березовым и Андреем Горобцом, чтобы срепетировать пару пьес,
поскольку мне не хотелось, чтобы это был чистый джем. На съемку пришёл Саша
Ляпин, Андрей Отряскин, Саша Емельянов и Димка Гусев со своей группой "Кингстон
Черная Мама Дхарма Бэнд". Курёхин пришёл, но категорически отказался играть,
хотя там было пианино. Собственно снять нужно было всего один эпизод, но
постепенно это переросло в настоящий джем-сейшн, когда по очереди играли все. Я
не знаю, как там с точки зрения фильма, но меня вдохновило то, что музыканты,
которых я давно знал, и которые уже привыкли к большим аудиториям, на самом деле
соскучились по малому пространству. Я неожиданно нашёл ключ к тому, что я
подглядел в "Knitting Factory" - клуб оказался возможен. Для этого была почва.
По ходу съемок было ещё несколько эпизодов при моем участии, в частности
подпольная выставка, которую мы специально организовали на Пушкинской, 10. Это
было симпатично, но в то время так делали все..."
Время шло, но проект пока оставался только проектом.
"...Наступила зима. У меня не было работы, и я подумывал о том, чем мне теперь
заниматься. Надо было что-то изобретать. Мы встречались с Мишей Мончадским и его
подругой Леной и болтали по поводу клуба. Лена работала в какой-то проектной
конторе и время от времени узнавала адреса помещений, которые можно было бы
использовать для осуществления этой идеи. Но Мишка намыливался в Америку, и эти
разговоры откладывались до его возвращения..."
1991
Вскоре дело начало сходить с мёртвой точки.
"...Андрею Отряскину удалось познакомиться с музыкантами, среди которых было
несколько африканцев, и он пригласил их в Молодежный центр на джем. Паша
Литвинов мне уже давно говорил, что на Васильевском острове есть любопытное
место, где он иногда играет, и я решил туда сходить. Мне не очень понравился сам
джем, но я был совершенно потрясен этим местом. Всё происходило в маленьком зале
на втором этаже, который имел параметры "Knitting Factory", при этом там было
большое фойе, а на первом этаже было маленькое кафе. Я не мог поверить своим
глазам, оказывается в городе уже есть такое место, но об этом мало кто знает. Я
поинтересовался, как часто там проходят концерты. Выяснилось, что они вообще не
проходят, а так, время от времени, если кто-нибудь что-нибудь придумает. Вот на
день рождения Боба Марли была reggae party..."
Попутно Гаккель сыграл свою свадьбу, после чего начал со своими единомышленниками активно прорабатывать найденное помещение.
"...И так в июне мы сыграли свадьбу. Нам дали талоны на еду, и мы решили устроить пышную
вечеринку. Мы накупили всякой дефицитной еды, из которой я мало чего мог есть,
но, как виновник торжества, радовался за друзей. Как всегда, когда все напились
я собирался уйти, но неожиданно пришёл Юра Ильченко с Женькой Губерманом,
который только что приехал из Голландии. Я немного задержался, и мне в голову
пришла бредовая идея - почему бы не устроить джем-сейшн, коих не было в этом
городе уже сто лет? Я сказал, что знаю местечко и попробую что-нибудь узнать. Я
позвонил Лене, изложил ей эту идею, мы встретились с Пашей Литвиновым и пошли в
Молодежный центр..."
Текст взят взят из книги В. Гаккеля
"Аквариум как способ ухода за теннисным кортом"
Продолжение следует...