Leave a comment

prostopop May 3 2024, 02:34:45 UTC
Кресты на могилах ставили всё советское время, и никаким вызовом это не было. Разве что партийным не ставили.
А насчёт цены, так и Надежда Мандельштам работала всю жизнь преподавателем и сдавала каждый год курсы по марксизму-ленинизму. И в наше время, аще хощеши блог свой сохранити и на штраф не попасти, долг имаши про сво регулярно писати аль цитаты из пишущих вставляти, и сие есть образ компромиссу и сотрудничеству со зверем.

Reply

tanikota May 3 2024, 06:09:37 UTC
Вы, как всегда, в своем репертуаре, Простопопе. Бездоказательно перевернуть любую информацию с ног на голову, опубликованную в блоге Калаказо ( тем паче о.Валентином при жизни) - Ваш излюбленный прием.

Приведите примеры, кому из известных личностей - деятелей культуры советского периода, поставили на могиле Крест в период их захоронения в 70-е годы?
Если появиться и засветиться в Храме ещё даже в начале 80-х не только "известной личности", но даже и рядовому гражданину было равносильно самоубийству.

Reply

prostopop May 3 2024, 08:09:02 UTC
Простые люди свободно ставили крест. Я не любитель бродить по могилам, попом их навидался лет на сто.

Reply

tanikota May 3 2024, 10:16:09 UTC

Речь идет об известном поэте Анне Ахматовой, представителе серебряного века,

отказавшейся от эмиграции и продолжившей свое творчество в период "железного занавеса.

Назовите хотя бы одно имя из известных поэтов периода 30-70-х, кому после его смерти

на могиле был поставлен подобный КРЕСТ или просто памятник, хотя бы

с малюсеньким "нацарапанным крестиком" рядом с его именем и "госзаслугами".

.

"Простым людям" еще могли ставить на могилы кресты, да и только тем женам-мироносицам - "бабушкам-

платочницам", которым было нечего терять.

А ежели их близкие - дети или родственники (даже крещеные) имели определенный социальный статус,

то они естественно не осмеливались публично проявлять и свое и вероисповедание усопшего

родственника даже на кладбище

Что же говорить о тех православных, кого крестили тайно во младенчестве уже после 17-го,

ставшими позднее атеистами.

Их и не отпевали вовсе, а хоронили по советским новым циркулярам - и "простых" и "непростых".

Reply

ext_754383 May 3 2024, 10:22:03 UTC
ПРОСТОПОП В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ

Reply

ext_6445982 May 3 2024, 20:52:19 UTC
Из-за своего репертуара он и стал теперь евреем.

Reply

tanikota May 3 2024, 11:30:59 UTC

Надписи, символика, форма памятников, размещение могил на кладбище маркируют не только умерших.

По ним можно «прочитать» общество - его ценности, статусы, иерархию.

Что рассказывают об СССР и живших в нем советские погосты, узнала Светлана Малышева.

.

«Говорящие» надгробия

Советские захоронения показывают, на какие общественные нормы ориентировались близкие покойного, какую социальную нишу ему отводили, подчинялись ли требованиям идеологии или воспринимали смерть как событие за рамками официоза. Иными словами: как классифицировались и идентифицировались мертвые, а через них - формировалась субъективность живых. Причем, не просто живых, а участников глобального эксперимента под названием СССР, когда осознать себя значило принять новые ценности и примерить образ «нового» человека.

Для ответа на эти вопросы Светлана Малышева изучила более 350 надгробий на четырех кладбищах: двух столичных (Новодевичьем и Донском) и двух провинциальных (Арском и Ново-Татарском в Казани), а также отдельные «коммунистические» захоронения в Александро- ( ... )

Reply

tanikota May 3 2024, 11:34:14 UTC

Отказ от традиции

В декабре 1918 года декрет Совнаркома установил «одинаковые похороны» для всех граждан. Любой человек, вне зависимости от национальности и религии, отныне мог быть бесплатно погребен на любом кладбище.

Фактически это означало отказ от традиции. До революции кладбища в основном организовывались по принципу вероисповедания. Через захоронение распознавалась в первую очередь конфессиональная принадлежность умершего.

На это работали надгробия определенной формы, символика, тексты (например, обязательный намогильный крест или его изображение на памятниках православным). Элементы, свободные от церковного влияния (указание титулов, званий, профессий и проч.), тоже присутствовали, но на вторых ролях.

После Октябрьского переворота «церковь утратила монопольный контроль над формированием образа умерших». Советская власть получила важный идеологический ресурс, но вопрос правильного его использования оставался открытым.

Декретом 1918 года «погребальное дело передавалось в ведение местных советов, у которых не было четкого ( ... )

Reply

tanikota May 3 2024, 11:55:29 UTC

От конфессионального к общественному

.

«Расшатывание культуры смерти» временно приостановилось при НЭПе - в 1922 году вернулся конфессиональный принцип организации кладбищ: они были переданы под управление религиозных общин.

В 1929-м кладбищенскими хозяевами вновь стали советские структуры (коммунальные службы, сельсоветы и проч.). Разрешалось использовать памятники и ограды для нужд «социалистического строительства», погосты переносились, на их местах возникали парки и стадионы.

Индустриализация 1930-х перепланировала города, и старые конфессиональные кладбища попадали в городскую черту. Будучи переполненными, они закрывались, а новые были уже общественными - «интернациональными».

«Однако эффективного контроля и понимания того, как интернационализация должна отражаться в ритуале и символизме смерти, у власти так и не появилось. (…) сколько-нибудь отчетливо был проработан лишь революционный ритуал, дорогой и положенный только партийной элите», - отмечается в исследовании.
.
Идеология для избранных

.

Интернационализация не исключала ( ... )

Reply

prostopop May 3 2024, 12:30:15 UTC
Что-то меня беспокоит ваша, вслед за дедулькой, глубокая вовлечённость в тему. Конечно, женам мироносицам подобает тещи ко гробу, но пасха праздник жизни, опять же весна...

Reply

tanikota May 3 2024, 12:37:44 UTC
Весьма тронута, Простопопе, Вашей заботой.

Радоваться Пасхе будем через два дня, а пока надлежит нам, православным, в великую страстную Пятницу, сораспинаться со Господом и скорбеть и плакать о своих грехах.

Reply


Leave a comment

Up