Из дневной почты:
"Дедулькин, доброго дня! Просим Вас опубликовать:
"ОБРАЩЕНИЕ К СВЯТЕЙЩЕМУ ПАТРИАРХУ КЛИРИКОВ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ
Ваше Святейшество!
С сыновним смирением обращаемся к Вам, неравнодушный отец и архипастырь Русской Церкви, с болью в сердце!
Происходящее в Ростовской епархии возмутительно: насаждаемые традиции митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием не поддаются логике и объяснению. Помимо череды экспериментов, на свет Божий явилось новое явление под названием: почитание иконы «Донская». Казалось бы, что плохого в этой новой традиции? Конечно, ничего предосудительного в этом нет, все благочестиво и традиционно. Если бы не одно «НО»: опасность заключается в том, что благочестие внедряется вопреки канонам, здравому смыслу, а также противоречит Постановлению Архиерейского Совещания от 19 июля 2023 года.
Приведём некоторые выдержки из вышеназванного совещания:
«Не должно быть вычурной и раздражающей роскоши. Тем более в нынешнее время, когда вся страна предпринимает усилия и ограничивает себя, жертвуя ради ближних.»
«Призываю вас, дорогие владыки, быть скромными при посещении приходов. Полностью должна быть оставлена в прошлом бытовавшая порой ситуация, когда такое посещение воспринималось клиром и прихожанами как «стихийное бедствие», как стрессовая ситуация и превращалось для прихода в источник расходов, создающих трудноустранимую «дыру» в бюджете. Приезд архипастыря должен быть радостным, ободряющим, вдохновляющим событием в жизни общины, разрешающим ее трудности, в том числе порой материальные. Отчислять средства на епархиальные и общецерковные нужды - это уставная обязанность каждой общины, но эти отчисления не должны превращаться в непосильное бремя, осложняющее материальное положение приходов. Не должны отчисления становиться и средством давления на неугодного настоятеля. Жалобы по этому поводу порой поступают в Московскую Патриархию и становятся поводом для самых серьезных проверок, а порой - и кадровых решений».
Приведённые пункты беспощадно игнорируются и не замечаются. А именно: день торжеств выпадает на воскресный день, и чтобы собрать массовку в кафедральном соборе было запрещено во всех ростовских храмах совершать Евхаристию, что не согласуется с церковными канонами. Подразумевалось, что все прихожане города заполнят пространство соборного храма и прилежащей территории. Основная часть духовенства выполняла роль церберов, которые должны были стоять с паствой и смотреть, чтобы люди не уходили до кульминационного момента. Естественно, что сами священники, опять-таки вопреки канонам, не имели возможности причаститься за Литургией. По словам большинства прихожан из разных храмов, многие остались дома или были вынуждены ехать за пределы города, в те храмы где были богослужения.
Количество приглашённых архиереев и гостей зашкаливало. Архиереев было 15 человек, с каждым из них прибыли водитель, секретарь и как минимум два иподиакона. Всю эту команду прибывших в гости к Пречистой надо было расселить по высшему разряду в отеле, кормить и, конечно же, одаривать весьма недешевыми ювелирными подарками.
В ответ на недоумения «непонятливых» (для чего необходимы такие меры с приостановкой воскресных богослужений) последовал ответ митрополита: «Собираясь вместе, мы свидетельствуем о единстве и сплоченности». Ну, сплоченность - так сплоченность… А относительно колоссальных затрат хочется задать вопрос: неужели в приграничном регионе не на что их потратить, как только на НЕПРИЛИЧНО напыщенные торжества, которые вводят в смущение не только городскую общественность, но уже и прихожан наших храмов?
Сколько храмов находятся на стадии замороженного строительства, настоятели которых не способны найти денег, поскольку сейчас не 90-е!.. Именно в те времена строительство процветало, а люди охотно вкладывали свои средства в церковные проекты. Сегодня и времена другие, и сама Церковь дискредитировала себя до неузнаваемости.
Все эти проблемы, происходящие у нас, не связаны с конкретным архиереем, такое происходит в большинстве епархий РПЦ. Причиной этого произвола являетесь, без сомнения, Вы, Ваше Святейшество, Предстоятель Церкви, завершающий развал церковной жизни общин.
Чтобы не быть голословными, приведём в пример речь Патриарха, который, возможно с помощью тех, кто за него пытается думать, озвучивает слова запоздалые, но не лишённые актуальности:
«Наблюдая за общецерковной статистикой, можно констатировать, как я уже отметил, что многие епархии продолжают испытывать кадровый дефицит, хоть он и не сравним с тем, что было еще 30 лет назад. С тем большей бережностью следует относиться к каждому священнослужителю.
К сожалению, по разным причинам клирики порой сталкиваются с соблазном оставить служение и, увы, некоторые не выдерживают искушения. Убежден, что во многих случаях таких священнослужителей можно остановить на пути от алтаря Господня, если епархиальный архиерей обратит на них доброе, благожелательное отеческое внимание при первых признаках наступающего кризиса.»
«Тем более образ Доброго Пастыря, Которому должен подражать епископ как наследник апостолов, несовместим с грубым администрированием, высокомерным обращением с духовенством и паствой, с «византийской» напыщенностью, «тыканьем» в адрес священнослужителей или посторонних людей, особенно в адрес тех, кто старше по возрасту. Сказанное, кстати, относится и к тем, кто составляет ближайшее окружение архиерея.»
Ваше Святейшество, к сожалению, Вы опоздали с призывами беречь священника. На примере нашей епархии, епархиальный архиерей с пренебрежением относится к взрослым пастырям, трудами которых созидались приходы, общины, реализовывались масштабные проекты. Не секрет, что у нас выдавливают священников старшего поколения, которые положили свою жизнь на восстановление, реконструкцию и строительство. Их безжалостно снимают с должностей, отправляют за штат, предлагают искать другую епархию. На все готовое назначаются молодые и «перспективные» настоятели.
Ваше Святейшество, в связи с происходящим мы начинаем осознавать, каким важным является новая приоритетная деятельность, которая наша Церковь проводит в пределах Африканских стран. Дело в том, что в ближайшем обозримом будущем поколение священников старшего возраста будет ликвидировано. Одни будут изгнаны или смещены на задворки, другие к радости «любящих» отцов - архипастырей покинут этот мир естественным путём. В остатке останутся «молодые и перспективные», да и такие уже не с особой охотой идут в наши учебные заведения. Таким образом остаётся одна надежда на негров, которых Вы привечаете в пределы Церкви.
Русская Церковь будет в скором времени состоять из чёрного духовенства, которое нужно будет все время поддерживать материально, чтобы оно в одночасье не разлюбило русские березы и неба синь. Очень жаль, что нам это приходится переживать и видеть этот базарный обмен взрослых созидателей на неокрепших юношей и африканских подвижников благочестия!
И ещё вопрос к коллегам из других епархий, ведь к Патриарху с такими вопросами обращаться бесполезно: «У Вас тоже проштрафившихся протоиереев наказывают лишением всех патриарших наград?». Ведь у нас эта практика давно в ходу…
Ваше Святейшество, может Вам кто-нибудь рассказывает о чудесах, происходящих в епархиях, но не спешите отмахиваться от этих историй. В большинстве своём это не фейки, а, к сожалению, правда.
P. S. Обращение, естественно, анонимно, так как мы понимаем, что в случае открытости, нас уничтожит любящий архипастырь. Но не сомневайтесь, нас таких много!"
P.S.2 Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com