Из дневной почты:
Музей имени Андрея Рублева:
"Скорбный день Церкви
29 августа (11 сентября по н.ст.) Русская Православная Церковь отмечает последний великий недвунадесятый праздник в церковном году - день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:
http://expertmus.livejournal.com/58663.html Богослужебные тексты этого дня являются одними из лучших во всем церковном году, как, например, стихира по 50-м псалме: «Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят. О пира, исполнена кровей! Лучше бы не клятися, Ироде беззаконие, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся; лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем».
Последние слова, являющиеся рефреном нескольких стихир, подчеркивают, что народ церковный не с теми, кто на «пиру, исполнену кровей», пирует с Иродом, а становится по другую сторону и чтит Предтечу, прославляя его как большего среди рожденных женами.
Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы), глас 2:
Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира // и подающего нам велию милость.
Кондак, глас 5:
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.
Величание:
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.
Строгий пост 29 августа / 11 сентября установлен, судя по всему, одновременно с праздником, начало которого относится к первым временам Церкви христианской. Древность поста в день Усекновения главы Предтечевой подтверждается уставом Саввы Освященного, где на основании древнего предания говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами»: «Достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети, ради воздержательнаго жития святаго, и скверноубейственного кровопролития его от Ирода. Глава Предтечева усечена была на пиру, где было плясание блудныя плясавицы, и чревоугодие, и заклание, и кровопролитие различных животных: и нам посему не подобает вкушать ни от единого от таковых животных, из них же кровь изливается, ниже рыб, ибо и они кровь имеют, хотя и в воде живут, и от тваей животных суть, да не явимся сообщниками Иродовому чревоугодию. Как можем мы почтить честное усекновение Крестителево? Станем ли есть мясо или иные различные брашна? Он жил в пустыне безводной и безтравной: ни хлеба не ел, ни трапезы не имел! Вино ли пием? Он никогда не пил вина, ни инаго пития мирского! Итак, братия, усердно почтим день сей молитвою и постом». Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять, по уставу Церкви, в воздержании не только от мясной и сырной пищи, но и от рыбной, и следовательно состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых».
Сохранилось предание, что Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери - жены Ирода четверовластника - двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
По общенародному верованию, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя грешно брать в руки нож, если срубить им головку капусты, то на ней покажется кровь. Видимо, в этом случае наш простодушный народ вспоминает обстоятельства смерти великого угодника Божия и, в частности, орудие самой казни - нож, который пролил невинную кровь. В этот день остерегаются также есть что-либо круглое, например, арбуз или капусту, так как, по верованию народному, срубить в сей день кочан капусты - значит то же, что срубить голову. Кроме того, в народном быту не решаются употреблять картофель, яблоки - в том же убеждении, что враги св. мученика, отсекши голову, катали ее на блюде как картофель или яблоко. В старинных Сказаниях о святых св. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн почитается целителем головной боли, ему даже полагается особенная молитва в случае такого заболевания.
Примечательно, что память св. Иоанна Предтечи особо почиталась в доме Рюриковичей, о чем свидетельствует летописная запись о рождении сына у царя Ивана Грозного: «Егда же приспе время, и родися има богодарованныи сынъ и нареченъ бысть очимъ именемъ царевичь Иванъ» [ПСРЛ 19, 485]. Как известно, святым патроном Ивана Даниловича Калиты был св. Иоанн Предтеча, который изображен на печатях в качестве небесного покровителя великого князя. При этом может быть названо совершенно точно имя официального святого патрона самого Ивана Грозного - это св. Иоанн Предтеча. Наречение Ивана Васильевича соотносилось с праздником Усекновения главы Иоанна Крестителя, который приходился на 29 августа, а сын Василия III, будущий царь Иван Грозный, родился 25 августа, в день свв. апостолов Тита и Варфоломея. Родной дед Ивана Грозного, государь Иван III, также дал свое родовое имя собственному сыну, Ивану Ивановичу Молодому. По случаю его рождения вел. кн. Иван III возвел каменную церковь св. Иоанна Предтечи «под Бором» (Черниговский пер. в Москве), так что можно с достаточной степенью определенности утверждать, что именно св. Иоанн Предтеча был патрональным святым новорожденного княжича Ивана Ивановича.
К особенностям Богослужения этого дня принадлежит поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных, совершаемое после Литургии.
Спасо-Андроников монастырь отмечает скорбный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи как престольный, т.к. в церкви Михаила Архангела после упразднения придела святых апостолов Петра и Павла в 1819 г. на его месте был освящен придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи:
http://community.livejournal.com/rublev_museum/2676.html Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни.
60-е гг. XVI в.
Царская мастерская.
157 х 98.
ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева». КП 922.
Икона происходит из Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Поступила в Музей имени Андрея Рублева из Александровского краеведческого музея.
Сохранность: первоначальную живопись сохранило личное, а на крыльях ее почти нет. Сильные утраты верхней части фона. Доски расходятся.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html --
Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева".
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com