Аркадий Малер:
"По поводу канонизации кого бы то ни было.
К очень большому прискорбию, многие люди воспринимают канонизацию, то есть прославление Церковью святых, как своеобразный аналог возведения на доску почета или установления памятника.
Вот был некий имярек, чем-либо заслуживший свое признание, например, талантливый писатель или плодовитый инженер - поставим ему памятник, назовем в его честь улицу, а чтобы уж совсем возвеличить, “канонизируем” в конце концов. Причина такого понимания, как всегда, одна и та же - отсутствие православного мировоззрения, православной картины мира, восприятие христианства сквозь призму язычества, магии или атеизма.
Что такое канонизация какого бы то ни было человека в Православной Церкви? Это, как минимум, безусловное признание того факта, что душа этого человека пребывает в духовном Раю, а после всеобщего воскресения и Страшного Суда он гарантированно и навечно окажется в Царствии Божием. То есть это, как минимум, констатация объективного факта - этот человек уже спасен и пребывает в общении с Божественной Троицей.
Из этого факта следуют вполне конкретные практические выводы: отныне за этого человека прекращаются все молитвы и теперь уже не мы молимся за него, а он может молиться за нас. Поскольку душа этого человека находится в непосредственном общении с Богом и обладает особой благодатью, то он может силою Божию творить чудеса в земном мире по просьбе еще живущих на земле людей - и именно поэтому отныне уже ему самому молятся о совершении тех или иных чудес.
Следовательно, если вы призываете к тому, чтобы кого-то любимого человека обязательно канонизировали, то из этого следует, что вы призываете к отказу от молитв за него самого и сами, соответственно, за него больше не молитесь.
Теперь представим себе, что лучше - если за уже спасенного человека все еще молятся в Земной Церкви до Страшного Суда или если не-спасенный человек вдруг оказывается канонизированным и Земная Церковь перестает за него молиться? Очевидно, в первом случае этот человек вообще ничего не теряет, а во втором случае он теряет сразу всё - последнюю надежду на милость Божию хотя бы улучшить свое положение в аду.
Ведь почему мы молимся за кого-либо? Потому что у нас нет абсолютной уверенности в том, что этот человек спасен, что он не находится в аду, пускай даже на том высшем уровне ада, где нет страданий, но нет и блаженства.
Отсюда возникает серьезная дилемма для тех, кто уверен в святости какого бы то ни было неканонизированного человека. В строгом смысле слова, если мы уверены в том, что наш любимый отец/брат/сын/друг/любимый философ/певец/рэпер/футболист - святой, что он блаженствует в Раю, но при этом мы продолжаем за него молиться, то мы находимся в очевидном логическом противоречии.
Либо мы за человека молимся - либо мы считаем его святым: в строгом различении третьего не дано. Но эта дилемма разрешается, если мы помним, что пока сама Церковь официально не канонизировала этого человека, мы совершенно не обязаны считать его святым и можем молиться за него сколь угодно долго.
Поэтому любое движение за канонизацию кого бы то ни было - это сверхответственное дело, ибо если оно достигнет своей цели и ошибется, то обречет своего псевдосвятого кумира на еще худшее положение в аду, чем оно было до сих пор. Участники такого движения должны осознавать всю свою ответственность перед Богом и перед тем, кого они призывают канонизировать, и быть абсолютно уверенными в своей правоте. Лучше никого не канонизировать вообще, чем канонизировать абы кого, не достаточно исследовав вопрос и не достаточно помолившись Богу о решении этого вопроса."
отсюда Аркадий Малер:
"Таким образом ответственное движение за канонизацию кого бы то ни было в более точном смысле слова должно было бы называться движением за РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА о канонизации. Если мы уверены в святости какого-либо человека, то мы должны не требовать у священноначалия его канонизации, а просить рассмотреть вопрос о возможности этой канонизации, и уже дело Собора - канонизировать его или нет. Если мы не добьемся своей цели, то нашему “кандидату” ничего плохого не будет, его самого в посмертном мире это никак не ущемит, а никакой необходимости молиться именно этому человеку у нас уж точно нет, даже если его канонизируют.
P.S. Поэтому, например, убиенный отец Даниил Сысоев, допуская свое скорое убийство и осознавая его последствия для своих почитателей, всегда очень просил усердно молиться о его спасении, и при жизни, и в случае его смерти. И поэтому, например, хотя у меня нет никаких сомнений в его святости, я всегда молюсь о спасении его души, что и другим советую."
отсюда