Из утренней почты:
Музей имени Андрея Рублева:"Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов Господних
30 июня / 13 июля (н. ст.), на следующий день после памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, совершается празднование собору славных и всехвальных 12-ти апостолов Господних. «Согласно принятой богослужебной традиции, главное лицо того или иного евангельского события обычно чествуется отдельно на следующий день, чему и посвящен в русской богослужебной практике парный с Троицыным днем праздник Сошествия Святого Духа»:
https://www.academia.edu/43604812 Такое литургическое празднование составляет яркую особенность православной эортологии, когда празднование памяти главных участников события совершается в наутрие праздника. Так, в наутрие Пятидесятницы празднуется День Святого Духа:
https://expertmus.livejournal.com/175207.html Точно таким же образом в наутрие свв. первоверховных апостолов Петра и Павла празднуется собор славных и всехвальных 12-ти апостолов Господних, в наутрие Рождества Христова празднуется собор Богоматери, в наутрие Крещения - собор Иоанна Предтечи, в наутрие Сретения - память св. Богоприимца Симеона и Анны Пророчицы, в наутрие Рождества Богородицы - память св. и прав. Богоотец Иоакима и Анны и т.д.
Иконография «Собора двенадцати апостолов» практически не изучена. Ядром композиции «Собора апостолов» является изображение двух верховных апостолов - Петра и Павла; память Петра и Павла празднуется накануне «Собора апостолов», 29 июня. Сохранившиеся произведения и описания иконописных подлинников свидетельствуют, что изображения «Собора апостолов» бывали двух типов. Один из них - с фигурами в рост, образующими единую группу. Вероятно, самый ранний из сохранившихся образцов такого извода в византийском искусстве - икона раннего XIV в. в ГМИИ (Инв. 2851), с греческой надписью на фоне («Собор двенадцати апостолов»). В одном из иконографических с. справочников икона ГМИИ приводится как единственный пример малоизвестного и редкого извода (Reallexikon zur byzantinisches Kunst. Herausgegeben von K. Wessel. Unter Mitwirkung von M. Restle. Bd. I- III (Lief. 1-24). Stuttgart, 1963-1978, 1, Sp. 239). Этому изводу, как можно предположить, близки иконы с изображениями не всех двенадцати, а нескольких апостолов - беседующих, размышляющих; ср., например, фрагмент синайской иконы второй половины XIV в. с апостолами Петром и Иоанном.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html --
Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева"
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com