Священник Илья Соловьев:
«МИТРОПОЛИТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ И НЕВИННОМЫССКИЙ КИРИЛЛ (ПОКРОВСКИЙ) О ПАСТЫРСКОМ ВЫГОРАНИИ. "Пастырское выгорание может быть не только в зоне СВО, на фронте, в этих экстремальных и невероятно тяжелых условиях. Но оно может случиться и случается порой просто на приходе. Представьте себе - когда, например, священник окормляет заключенных в тюрьмах… Это очень психологически непростая работа. По сути, такое может произойти на любом направлении, на котором трудятся священники. Поэтому выгорание может быть везде.
Я думаю, что самое главное, что помогает священнику выстоять - это молитва, служение Божественной литургии, пост".
На практике же приходилось сталкиваться с ситуацией, когда пастырское выгорание наступает у клириков не от посещения тюрем (в Русской Церкви тюрьмы посещает не более 2-3% священников, для этого нужен специальный доступ), а от бесперебойного несения т.н. череды - служения Литургии или вечерней службы на будних днях в пустом фактически храме, без хора, за нищенское жалование...
Выгорание наступает, например, от своеобразного духовного садизма, когда священника третируют всякими "благочестивыми" способами. Как сказал один б. московский викарий подчиненному ему диакону: "Служить у меня будешь до язвы". Выгорание - от формализма, от показного лицемерия вокруг, казенщины, бумажной волокиты с ненужной отчетностью, часто сочетающейся с вынужденным очковтирательством, от несправедливости, от кумовства в епархии и иных печальных явлениях от которых у духовенства опускаются руки и которые мы по понятным причинам не можем даже перечислить. И в этом нам надо отдавать себе полный отчет. Помогают выстоять в таких случаях конкретные люди, которые приходят на помощь, а через них и Сам Господь. А вообще в этом вопросе у каждого свое и нет тут общей меры».
отсюда