Видимо, греков, которые понимают, что надо искать компромисс, становится больше...

May 26, 2023 04:07

Иерей Георгий Максимов:

"Хотел бы прокомментировать опубликованный сегодня план митрополита Серафима Зимбабвийского по урегулированию церковного кризиса, вызванного действиями Константинополя на Украине в 2018 г. Сам по себе план совершенно нереалистичный, но я хотел бы рассказать о его авторе, чтобы лучше был понятен контекст. Вообще митрополит Серафим - это один из очень немногих греческих архиереев, о котором я слышал теплые отзывы от африканцев.



Это также единственный из правящих архиереев Александрийской Церкви, кто посмел очень осторожно, но все же публично намекнуть, что не согласен с признанием ПЦУ со стороны п. Феодора в 2019 г. Это было крайне завуалированно и очень мягко. На фоне тех архиереев Элладской и Кипрской Церквей, которые открыто говорили о своем несогласии, его голос фактически терялся, однако на фоне остальных молчащих архиеев АПЦ это выглядело отъявленной фрондой и бунтарством. Митрополит Серафим был единственным из правящих архиереев АПЦ, который после создания нашего экзархата и исхода африканских клириков в Русскую Церковь открыто написал: «Это случилось по нашей вине». Наконец, митрополит Серафим бойкотировал заседание Синода АПЦ, на котором выразили соборную поддержку действиям п. Феодора в отношении ПЦУ. Я это к чему - по меркам Александрийской Церкви митрополит Серафим смутьян и вольнодумец. При создании нашего экзархата некоторые в греческом интернете даже высказывали подозрение, что он может перейти в Русскую Церковь! Это просто штрих, чтобы понимать, как его воспринимают греки.

Так что предложенный им план - это действительно его личный план, а не попытка Фанара прощупать почву или что-то вроде того. С точки зрения Фанара его план возмутителен и, думаю, там еще появятся критические отзывы от фанариотов, ставящих на место владыку, посмевшего усомниться в праве Константинополя все единолично решать. Его план предполагает фактическую отмену «автокефалии» ПЦУ, данной Константинополем, а также утверждение, что без участия Русской Церкви канонически разрешить этот кризис невозможно. Ну и кроме того он по факту предполагает, что Константинополь не вправе единолично давать автокефалию, а это должно быть с одновременного согласия Матери-Церкви (в данном случае Русской) и остальных поместных Церквей. Именно эту позицию озвучивала Русская Церковь, именно ей рьяно противился Константинополь, так что тут предложение митр. Серафима вообще выглядит в глазах фанариотов чуть ли не ересью. Потому ему и понадобилось сослаться на других уважаемых в греческом мире архиереев, сказав, что они тоже согласны с этим планом.

Полагаю, митрополит Серафим является выразителем тех греческих верующих, которые понимают ненормальность ситуации и хотят найти выход из нее. Но, стремясь разработать план, который бы мог всех устроить, владыка Серафим в итоге предложил то, что не устроит никого. Ни Русскую Церковь, ни Фанар, ни ПЦУ.

Но если самый конструктивный и адекватный из архиереев АПЦ предлагает нечто, настолько оторванное от реалий и понимания того, что происходит (одно предложение восстановить в сане Денисенко чего стоит), то представьте, что тогда в головах у основной массы греков, послушно тянущихся за п. Варфоломеем?

П. Варфоломей никогда не согласится на такой план еще и по той просто причине, что опыт убедил его: надо жестко стоять на своем и тогда рано или поздно твои оппоненты сдадутся и подчинятся. Так он сломал в свое время и Элладскую Церковь, и Иерусалимскую и другие, в том числе Русскую (во время эстонского и сурожского кризисов). Полагаю, что нам в этот раз стоит поступать так же. Твердо стоять на своем, ожидая, пока сольются оппоненты. И они в итоге сольются, включая преемника п. Варфоломея.

Из тех архиереев, на которых митр. Серафим ссылается как на поддержавших его план, двое уже мертвы. То есть, подговлен план был очень давно, но опубликован только сейчас. Почему? Предположу, что автор заручился еще чьей-то поддержкой. Видимо, греков, которые понимают, что надо искать компромисс, становится больше. Это хороший процесс. В следующий раз они предложат что-то более адекватное."

отсюда

Георгий Максимов, Серафим (Киккотис)

Previous post Next post
Up