Православие и зомби:
"Лишение сана
иерея Иоанна Коваля - это очередное проявление глубокого кризиса церковной власти, причём не только в РПЦ, но и в мировом православии в целом. Война России с Украиной катализировала эти процессы и сделала их явными.
Один из самых очевидных - имитация правовой системы.
Основная задача любой правовой системы - защита членов сообщества, где она действует, от властного произвола. Право обязательно включает в себя кодекс, систему правоприменения (в которую входит также защита) и систему исправления/наказания (которая следит за исполнением санкций в отношении осужденного). Церковное право здесь не исключение: появившись как извод римской системы права, оно имело те же основания. И хотя епископская корпорация всегда пыталась монополизировать власть, система сдержек и противовесов работала за счёт выборности епископата, включенности церковного права в систему общегражданского права. Власть епископата была ограничена таким образом.
В Российской империи церковное право входило в систему общегражданского. Кодекс использовался церковный, а система правоприменения и наказания - государственная. Через суд можно было добиться отмены несправедливого епископского решения. В этом был порядок.
С отделением церкви от государства правовая система в РПЦ попросту развалилась. Каноны остались в церкви, а правовые институты исчезли вместе с империей. Поместный собор 1917-18 года, который фактически переучредил Русскую православную церковь, сделал попытку реформировать церковную жизнь и создать новую, автономную от государства, систему права, но его решения так и не были проведены в жизнь из-за начавшихся гонений на церковь со стороны пришедших к власти большевиков и де факто уничтожения церковной организации.
В РПЦ возникла система чрезвычайного управления, в центре которой находился епископ с неограниченной церковной властью. Правда, всё же ограничения были - со стороны атеистического государства, которое могло принудить епископа к принятию или заставить его отменить решение. Внешняя рамка репрессивного государства не только давила, но и парадоксальным образом ограничивала произвол церковных властей, замещая его произволом - светских.
С крахом Советского Союза ограничения со стороны государства исчезли, а так называемое “церковное возрождение” не привело к появлению новой системы права (хотя, к примеру, в недрах “Православной энциклопедии” десятилетиями занимались кодификацией права, - этот проект так и окончился ничем). В итоге вся власть оказалась в руках епископата, а клирики и миряне были окончательно лишены любых прав.
Сегодня каноническое право в РПЦ - это инструмент епископского произвола, а церковные суды - имитация системы правоприменения. Всё это прямо противоречит основной задаче системы права - защищать от произвола. Такая система по определению неустойчива, в ней отстуствует легитимность, поскольку она опирается на чистое насилие со стороны группы власть предержащих и не имеет массовой поддержки. Она ещё не рухнула только за счёт слабой правовой образованности членов церкви (не только мирян, но и большинства клириков), верящих в миф о “святости” канонов, и сильной атомизации церковной жизни в РПЦ. Пока миряне в большистве своём воспринимают церковь как точку индивидуального доступа к таинствам, их будут заботить только “права потребителей”. Клирики же не в состоянии объединиться по той же самой причине: каждый сам за себя. Всё это работает на усиление епископской власти, но также приводит к деградации церковной жизни".
отсюда