В 30-е годы 20 века мать Мария (Скобцова) в докладе «Настоящее и будущее Церкви», прочитанном на монашеском собрании в Париже, говорила: «В Церковь придут новые кадры людей, воспитаны Советской властью. Что это значит? Сначала они, в качестве очень жадных и восприимчивых слушателей, будут изучать различные точки зрения, а в какую-то минуту, почувствовав себя по-настоящему церковными людьми, они скажут: «Вот по этому вопросу существует несколько мнений - какое из них истинно? Потому что сразу несколько одновременно истинными быть не могут. А вот если такое-то истинно, то все остальные подлежат уничтожению как ложные».
Далее мать Мария сказала:
«Если в области тягучего и неопределенного марксистского миропонимания они пылают страстью ересемании и уничтожают противников, то в области православного вероучения они будут еще большими истребителями ересей.
Шаржируя, можно сказать, что за неправильно положенное крестное знамение они будут штрафовать, а за отказ от исповеди ссылать на Соловки».
И действительно, я иногда с ужасом представляю, что будет, если Бог даст нам царя и Православие станет официальной религией:
всякого рода царебожники во главе с Жанной Бичевской, различные «православные хоругвеносцы» тут же подсуетятся,
займут ключевые посты в новоиспеченной империи, и начнется такой террор, по сравнению с которым Сталин покажется просто мальчишкой.
Итак, друзья мои, подведем итоги.
Мы поняли, что нетерпимость возникает тогда, когда вера, религия становится идеологией, когда на место живой веры становится обрядоверие (что так распространено в сегодняшней РПЦ).
Такая вера предполагает, что всё нужное уже было сказано и записано в постановлениях Вселенских Соборов, апостольских правилах, творениях святых отцов, и что-то мыслить самому - это значит впадать в ересь, а значит - крайне «недушеполезно».
Такая вера, говорит Эрих Фромм «освобождает от тяжелой необходимости самостоятельно мыслить и принимать решения».
А. Бергсон называл подобные верования статической религиозностью.
Он говорил: «в статической религии преобладает магизм, ритуал и доктрина».
Думаю, не ошибусь, если скажу, что подобных верований придерживаются больше половины членов РПЦ (причем, как священников, так и мирян).
Второй тип религиозности А. Бергсон назвал «динамическим».
Он писал, что «в динамической религии есть только мистицизм и любовь, в которую этот мистицизм и выливается.
Мистик чувствует, что истина течет в него из своего источника как действующая сила.
И он уже не может больше удерживаться от ее распространения, как солнце от излучения своего света.
Только распространять ее он будет не просто речами.
Ибо любовь, которая его поглощает, - это уже не просто любовь одного человека к Богу, это любовь Бога ко всем.
Через Бога и посредством Бога он любит всё человечество божественной любовью».
Именно такой тип мистики, как говорит отец Георгий Чистяков в своей книге «Путь, что ведет нас к Богу», открывается нам в творчестве митрополита Антония Сурожского, книге «Откровенные рассказы странника…»
И дай нам Бог, отойдя от обрядоверия, от «статического православия», законсервированного часто непонятными традициями, постановлениями и обычаями, к терпимости, любви, толерантности к тем, кто верит в Бога не так, как мы.
Откровенно говоря, я лично считаю, что для большей части верующих современной РПЦ это сверхсильная задача, они не способны к такому шагу.
Но есть, есть в нашей Церкви люди, живущие ВЕРОЙ, а не обрядами, правилами и установлениями.
Не хочется, честно признаюсь, всю жизнь провести среди бабулек - бывших коммунисток и комсомолок, мрачно ожидающих конца света, или православных бородачей - хоругвеносцев, для которых слово «бес» и слово «католик» - одно и тоже.
Очень хочется встретить живую, радостную - НАСТОЯЩУЮ православную веру.
Ту, о которой говорил отец Георгий Чистяков, отец Александр Мень, митрополит Антоний Сурожский.
Очень хочется НАСТОЯЩУЮ православную веруext_6208733May 2 2023, 18:14:42 UTC
"Богоискатели" не понимают одной простой вещи: все эти течения в православии могут отличаться лишь большей или меньшей степенью мракобесия и нетерпимости, оставаясь в основе своей сказками для великовозрастных дитятей, уводящими их в мир фантазий и иллюзий.
Далее мать Мария сказала:
«Если в области тягучего и неопределенного марксистского миропонимания они пылают страстью ересемании и уничтожают противников, то в области православного вероучения они будут еще большими истребителями ересей.
Шаржируя, можно сказать, что за неправильно положенное крестное знамение они будут штрафовать, а за отказ от исповеди ссылать на Соловки».
И действительно, я иногда с ужасом представляю, что будет, если Бог даст нам царя и Православие станет официальной религией:
всякого рода царебожники во главе с Жанной Бичевской, различные «православные хоругвеносцы» тут же подсуетятся,
займут ключевые посты в новоиспеченной империи, и начнется такой террор, по сравнению с которым Сталин покажется просто мальчишкой.
Итак, друзья мои, подведем итоги.
Мы поняли, что нетерпимость возникает тогда, когда вера, религия становится идеологией, когда на место живой веры становится обрядоверие (что так распространено в сегодняшней РПЦ).
Такая вера предполагает, что всё нужное уже было сказано и записано в постановлениях Вселенских Соборов, апостольских правилах, творениях святых отцов, и что-то мыслить самому - это значит впадать в ересь, а значит - крайне «недушеполезно».
Такая вера, говорит Эрих Фромм «освобождает от тяжелой необходимости самостоятельно мыслить и принимать решения».
А. Бергсон называл подобные верования статической религиозностью.
Он говорил: «в статической религии преобладает магизм, ритуал и доктрина».
Думаю, не ошибусь, если скажу, что подобных верований придерживаются больше половины членов РПЦ (причем, как священников, так и мирян).
Reply
Он писал, что «в динамической религии есть только мистицизм и любовь, в которую этот мистицизм и выливается.
Мистик чувствует, что истина течет в него из своего источника как действующая сила.
И он уже не может больше удерживаться от ее распространения, как солнце от излучения своего света.
Только распространять ее он будет не просто речами.
Ибо любовь, которая его поглощает, - это уже не просто любовь одного человека к Богу, это любовь Бога ко всем.
Через Бога и посредством Бога он любит всё человечество божественной любовью».
Именно такой тип мистики, как говорит отец Георгий Чистяков в своей книге «Путь, что ведет нас к Богу», открывается нам в творчестве митрополита Антония Сурожского, книге «Откровенные рассказы странника…»
И дай нам Бог, отойдя от обрядоверия, от «статического православия», законсервированного часто непонятными традициями, постановлениями и обычаями, к терпимости, любви, толерантности к тем, кто верит в Бога не так, как мы.
Откровенно говоря, я лично считаю, что для большей части верующих современной РПЦ это сверхсильная задача, они не способны к такому шагу.
Но есть, есть в нашей Церкви люди, живущие ВЕРОЙ, а не обрядами, правилами и установлениями.
Reply
И я ищу таких людей.
Я верю, что Бог поможет мне их найти.
Не хочется, честно признаюсь, всю жизнь провести среди бабулек - бывших коммунисток и комсомолок, мрачно ожидающих конца света, или православных бородачей - хоругвеносцев, для которых слово «бес» и слово «католик» - одно и тоже.
Очень хочется встретить живую, радостную - НАСТОЯЩУЮ православную веру.
Ту, о которой говорил отец Георгий Чистяков, отец Александр Мень, митрополит Антоний Сурожский.
(С)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment