священник Александр Шрамко:
"Читаю, как сетуют, что некий уважаемый архиерей, «совершил ошибку», возвысив непорядочную игуменью. Имеется в виду, что сам-то он порядочный, а потому сделал это не специально, а по какому-то недоразумению, не иначе.
На самом же деле, по моему церковному опыту, ни на кого из архиереев нельзя положиться и в чем-то быть уверенным. Понятно, что это общее свойство «сынов человеческих», но иерархи ― это особая статья. Там нельзя преуспеть или даже просто прожить без двойного или тройного дна, без изощренного лицемерия. Я бы даже говорил о некоей должностной шизофрении, когда в одном человек не одна, а несколько личностей. И не знаешь, какая из них всплывет на следующем шаге. И, полагаю, это даже не всегда им самим осознается.
Он может расположить неподдельной искренностью и прочими душевными качествами, но это все в пределах именно одной из своих личностей, он повернут к тебе одной гранью. Когда он вдруг повернется к тебе другой, можешь и не поверить, что перед тобой тот же человек. Вот как с таким «порядочным» и «продвинутом» митрополитом Литовским Иннокентием в известном кейсе с изгнанием и травлей нескольких священников. И в каком-то смысле так оно и есть. Без этой «шизофрении» просто нельзя стать архиеереем - система отсеет на ближайших подступах. Потому что вообще вся «церковная жизнь» построена на лицемерии. И ее требуемый уровень растет по мере уровня в иерархии.
Вот ты в церкви, среди «верующих». И уже не все полагается говорить людям «извне». Ведь так ты из можешь «отпугнуть». Надо делиться только «хорошим», чтобы «привлечь». А потом уже «внутри» они тоже освоят правила игры.
Но и внутри есть разные категории прихожан: с кем-то можно свободнее, а кого-то нельзя «соблазнить». Резкий скачок ― включение в среду клирошан и алтарников. Они уже видят и слышат многое, что остается «за кадром» для «простых» прихожан. Подсознательно или сознательно они различают, что можно рассказывать «непосвященным», а что «неспасительно». Ну и конечно, радикальный переход при принятии сана. Некоторые меняются прямо на глазах. Смотрят свысока, избегают «панибратского» общения. Но есть и более талантливые и тонкие «игроки». Внешне как бы и не меняются: просты и радушны, даже, кажется, стесняются своего «возвышения». Поначалу это может быть и искренне, а может быть и сразу принятие «правил игры». Помните, еще апостол Павел учил: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных». Так что это даже в фундаменте христианской церковности. Поэтом если хочешь «расти», должен усвоить эту «премудрость» лицемерия и совершенствоваться в ней. Одновременно все более погружаясь в нарциссизм, одиночество и моральный релятивизм. А если не хочешь или не умеешь, то «в гору не пойдешь». Это в лучшем случае."
отсюда