Игумен-Виталий Уткин:
"
Игумен Силуан (Туманов), председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии, тот самый, которому не нравятся (
https://t.me/mysli_o_razn/320) «
бородатенькие батюшки», продвигает протестантскую экклезиологию (
https://t.me/mysli_o_razn/323), не называя ее, впрочем, протестантской.
С точки зрения такой экклезиологии, Церковь - «собрание верующих в ответ на призыв Христов. Каждый член общины получает всю полноту благодатных даров за счет единства в Церкви» (конец цитаты).
Понятно, что иерархия в такой экклезиологической модели не нужна, ведь все верующие имеют «всю полноту даров», являются «священниками» не в смысле возможности личной молитвы и аскезы, а буквально.
В такой экклезиологической модели Евхаристия возможна именно как проявление веры общины во Христа. Значит вся община совершает Литургию. Поэтому ни в коем случае не нужен иконостас.
Так вот, дорогие читатели, я придерживаюсь совсем другой экклезиологии, иного взгляда на Церковь. Не протестантского.
Я убежден, что Литургия возможна не потому, что есть некая община мирян-священников, а потому, что есть апостольское преемство в лице епископата. То есть миряне не являются носителями апостольского преемства («всей полноты благодатных даров»).
Совершителями Литургии являются только литурги - епископы и действующие от их лица поставленные ими священники. А верующие, причащаясь, актуализируют свое христианство, соединяются воедино во Христе вместе со своим епископом, освящаются.
Но Литургия может совершаться и вообще без мирян, достаточно одного епископа или священника. Например, святитель Феофан Затворник два десятка лет совершал Литургию в одиночестве.
Таким образом, у нас с носителями протестантской экклезиологии внутри нашей Церкви принципиально разные взгляды на саму эту Церковь. Проблема действительно существует, и она должна предельно четко проговариваться и осмысливаться".
отсюда