Cogito ergo sum (канал епископа Саввы):
"Проводили отца Михаила Васильева в путь всея земли.
Храм Христа Спасителя полный.
Запомнился тропарь по втором чтении Евангелия: Бра́тие мои́ возлю́бленнии, не забыва́йте мя́, егда́ пое́те Го́спода: но помина́йте и бра́тство, и моли́те Бо́га, да упоко́ит мя́ с пра́ведными Госпо́дь.
Запомнился «Аксиос» - «Достоин», провозглашенный Святейшим Патриархом после слов о награждении отца Михаила одним из высших церковных орденов. «Аксиос» обычно ведь провозглашается живым. А тут… а тут у Бога нет мёртвых.
Запомнился один из прокимнов: «Блажен, его же избрал и приял еси Господи».
Господь тебя избрал и принял сегодня, возлюбленный собрат. Постараемся не забыть тебя. Помолись там за нас".
отсюда Сергей Чапнин:
«Патриарх Кирилл сказал на отпевании о. Михаила Васильева очень важные слова, которые дают возможность увидеть ту картину мира, которая сложилась в голове у патриарха и которой он всегда руководствуется. Важно прочитать эти слова правильно.
Начало: "Мы провожаем в последний земной путь отца Михаила - священника, который как бы разделил свое сердце на две части, и одну полностью посвятил Церкви и был верен ей даже до смерти, а вторую часть отдал Вооруженным силам и был верен своей любви к Вооруженным силам также до смерти".
Патриарх сразу формулирует главный тезис: сердце человека вполне может быть разделено на две части. Например, половина сердца может быть отдана Церкви, а другая половина армии. Ничего страшного или опасного в том, чтобы одинаково любить и Церковь, и Вооруженные силы, нет. А как же цельность, целомудрие? Неужели это теперь факультативные, необязательные добродетели? И здесь важно понимать контекст или, точнее, мировоззрение патриарха Кирилла.
Противоречия не будет, и даже наоборот, будет та самая цельность, если предположить, что вместе эти части - Церковь и армия - входят составными частями во что-то большее. Казалось бы, для христианина это большее - Сам Христос и мерилом любви во все времена было исполнение Его заповедей.
Однако, как и в большинстве своих проповедей, о Христе патриарх не упоминает. Христос - слишком сложный и неудобный исторический персонаж, Который находится на периферии патриаршей картины мира.
Что же тогда есть *то большее*, что объединяет и Церковь, и ВС? Ответ простой - государство. В понимании патриарха Кирилла и Церковь, и Вооруженные силы - это ключевые государственные корпорации. И как корпорации они совершенно равноправны, потому что управляет этими корпорациями то единственное, что имеет не только политическую, но и сакральную власть - государство.
Для патриарха вполне естественно, что Церковь подчиняется государству, так как сакральная власть государства абсолютна, а сакральная власть Церкви ограничена.
Особую роль в такой картине мира играют *герои*, которые олицетворяют равнозначность и единство корпораций, обслуживающих священную империю. Вот как это формулирует патриарх:
"Отец Михаил совершил подвиг, который мы все сегодня признаем как деяние особенное. Ведь он был священником и мог служить так, как большинство священнослужителей, принося несомненно большую помощь людям, но он считал, что этого недостаточно, и вторую часть своего сердца отдал Вооруженным силам и служению, для того чтобы жизнь военнослужащих была проникнута не только дисциплиной, что необходимо для исполнения воинского долга, но также христианской верой. Потому что подвиг требует не только механического исполнения приказа - подвиг требует отдачи души, сердца своего, мыслей своих; без этого подвиг не может быть совершен".
Здесь мы опять видим ту же самую линию: с точки зрения патриарха священник вполне может совершить подвиг, не ради Христа, не ради следования Его заповедям, а ради "традиционных ценностей" - "помощи людям" и "исполнения воинского долга". Главное, чтобы сохранялось послушание государству. Это послушание предполагает и полную идеологическую лояльность, и беспрекословное подчинение начальству.
В своей проповеди перед отпеванием о. Михаила Васильева патриарх пытается вылепить икону идеального жреца постсоветской гражданской религии. Вся проповедь посвящена именно этому.
И вот финал: "Сочетание любви к Родине и к Церкви является идеалом, и этот идеал он [о. Михаил- СЧ] воплотил в своей жизни и остался верен этому идеалу даже до смерти".
Да, приехали. Это то самое христианство без Христа, о котором предупреждал Владимир Соловьев в "Трех разговорах". Постсоветское православие.
И вот такая у нас теперь "русская святость"».
отсюда