Из утренней почты:
Музей имени Андрея Рублева: “С праздником Святой Троицы, дорогой. о. Валентин!
Троицкая вечерня времени прп. Андрея Рублева († 17.10.1428):
"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины. Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его: а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16-17).
Молитва особна Святому Духу в день Святыя Троицы:
Царю Небесный, Утешителю Владыко, собезначальный, и присносущный, и купносущный, и единочестный (слав. Триодь - единосущный) Душе Отцу и Сыну; Душе истинный (Триодь - истины), сущий, благий, святый, Господствуяй и животворяй; от Отца исходяй неизреченно, и на Сыне почивай нераздельно; сыноположения и обожения умнаго и словеснаго естества приятен; настоящих и будущих благ сокровище; Душе правый, Душе Владычный, от Отеческого состава, и от Божественных и безначальных (Триодь - безпечальных) Уст Его несказанно исходяй; Соипостасное дыхание, и Премудрость, и Сило. Душе Божий и от Бога, Душе Отчий и от Отца; Душе Сыновний, Душе Христов, она за едино существо, и еже ото нуду исхождение сия за едино существо паки и неразлучное, и еже оттуде изречение и явление. Ты убо благий Владыко, Единый от Троицы Боже, истинный Боже от истиннаго Бога; разумную и чувственную тварь, вкупе создавый со Отцем и Сыном, и сию неизреченною Премудростию и Силою, и обузданием неизреченнаго промысла, паче слова окормлеваяй, и сосвязуяй, и утверждаяй и соблюдаяй; Безначальне (Триодь - безначальные), невидиме, непостижиме, недоразуменне, неизследованне, неизреченне, неисчетне, безчисленне (Триодь - безчисленносильне), всемогий Господи, первее (Триодь - первый) Отцы и Пророки различно действовавый и глаголавый и Святые Троицы тайну показавый, и неизреченное плотское смотрение открывый Единочаднаго Сына и Бога. Последи же на небеси с плотию восхождения и уставления Его (Триодь - установления), и в сей Великий и совершенный спасительный Пятидесятный Праздник; ради естественных ти даров и благодатий, якоже существенне видом огненных язык просветивый мир, и на Святых Апостолех и Ученицех седый, и твоею Благолепною силою сих оболкий, и ниспосливый (Триодь - исполнивый) паче естественных и неизреченных благодатий, по неложному обещанию Христову, их же ради всякое естество человеческое, веры слово приимше, истиннаго Богоразумия и благочестия научихомся, и твоею просветившеся неизреченною Силою и действом, Единому Богу в трех лицех, точию покланятися научихомся. Сам убо Владыко озарение отчее; живый и неизменный Образ Отчий, вкупе и сыновный непреложный образ, и печати существа и Естества Их; источниче освящения, безсмертия же и жизни, и в будущем непременном и безконечном веце. Венче, и конечное Святых восприятие, в нем же Божества вина и Источник, единый нерожденный и безначальный (Триодь - безпечальный) Отец и Бог, единочадным Сыном и Богом, всеблагих подаяние независтно и неизреченно, и паче естества действует, в настоящей и будущей жизни, приими мене грешнаго и недостойнаго моление и всех чад (Триодь - в сей час), множество моих согрешений сведый един. Помилуй мя по велицей твоей милости, и по множеству щедрот твоих беззакония моего (Триодь - моя) очисти, и омый наипаче тину согрешений моих, и надлежащую скверну страстей души моея очисти.
Едине чистый и пречистый, и всякия скверности, смрада же и страсти чистительный, очисти мя от тайных моих Господи, и от чуждых избави раба Твоего; грех юности моея, и неведения моего, и старости окаянства, не помяни. Просвети ми помраченныя мысленныя очи, и погасший светильник благодати возжег, научи ми ум мой искусом, обычаем, и действом видети (Триодь - ведети), яко есть воистину в словесном естестве Дух святый. Даруй мне Слово благосочтанное, и Силу, и высоту, и крепость. Молитвы ми чистыя и пречистыя (Триодь - простертая) приносити о людех (Триодь - о судех) твоих, и о всемирной твоей Церкви и стаде, юже твоею силой и действом кровию Единочаднаго Сына и Бога искупленную, Боголепно водрузил и составил еси. Утверди ю на камени исповедания Божества непреклонно и непоколебимо быти, адских дверей крепчайше и вышше (Триодь - ересей безместных державнейшую и вышшую), бесовских действ и крепости неприкосновенну и неуязвенну, исполнену всячески твоея крепости и благодати. Приими Царю коленопреклонения их и стенания, общыя и согласныя, и простертыя молитвы, и прилежная моления, веру и надежду, и даждь им еже к Тебе единому неуклонно взирати нощно и денно, и к иному не зрети разве Тебе Бога и Владыки, и от Тебе Единого спасения чаяти; и простив им и нам всякое прегрешение вольное и невольное, яко Бог преблагий же и всемогий, и настоящих зол премени, и присносущных благ сподоби. Молитвою (Триодь - милостию) и человеколюбием Бога Отца, и сосущнаго Его Сына, и Тебе пречистаго (Триодь - Пресвятаго) и единочестнаго Духа, единаго Триипостаснаго Божества, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва особна Святому Духу в день Пятидесятницы («Творение святейшаго патриарха Костянтинаграда Филофея: Царю небесный (греч. Βασιλεῦ Οὐράνιε), Утешителю, Владыко сбезначальный...») в эпоху прп. Андрея Рублева († 17.10. 1428) входила в третью группу молитв коленопреклонения на Троицкой вечерне. Она представляет собой творение Константинопольского патриарха Филофея (Коккиноса), которое перевел с греческого митрополит Киприан.
При никоновской «справе» филофеевскую молитву Святому Духу выкинули - как не имеющую соответствия в греческой Триоди, так что она только у старообрядцев осталась. В реформированном Уставе 1682 г. все отсылки на молитву патриарха Филофея были исключены.
Ныне у православных (кроме старообрядцев и единоверцев) на Троицкой вечерне в Духов День - одна молитва Отцу и еще три Сыну (одна из них имеет явно выраженный заупокойный характер с молитвой за тех, кто страждет в аду), но НЕТ НИ ОДНОЙ МОЛИТВЫ Святому Духу!
Между тем, Уставом 1641 года строго указано, что в субботу вечера под праздник на аналой кладется икона сошествия Святого Духа, а перед вечерней в неделю вечера образ Троицы Живоначальной (М., 1641. Л. 88 об.-92 об.). С упразднением молитвы Святому Духу было напрочь утрачено представление о богословии чудотворной иконы «Живоначальной Троицы» письма прп. Андрея Рублева:
https://expertmus.livejournal.com/175207.html «Третья молитва на вечерне, обращенная ко Христу, соединяется теперь с новою молитвой - к Духу Святому, впоследствии отмененной, согласно византийскому образцу, реакционною, и вообще антинациональною, деятельностью патриарха Никона» (Павел Флоренский, свящ. Троице - Сергиева Лавра и Россия. М., 1991. С. 366-384):
https://expertmus.livejournal.com/174941.html --
Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева”.
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com