Дмитрий Горевой, магистр религиоведения:
"Чертовая дюжина гражданина Гундяева": Несколько характерных цитат:
"Итог 13 лет правления главы РПЦ.
...Став патриархом, Кирилл получил церковь в неплохом состоянии.
Тринадцать лет назад «предвыборный штаб» презентовал Кирилла как опытного церковного политика, умеющего со всеми договариваться. Мол, лучший дипломат, который был у РПЦ. Но на практике все оказалось по-другому.
Реперная точка - бойкот Всеправославного собора на Крите в 2016 году.
Почему это важно? Тогда была негласная договоренность меж Москвой и Константинополем (естественно, вслух это не проговаривали, но все все понимали. - Авт.). Патриарх Кирилл должен был помочь патриарху Варфоломею в проведении Всеправославного собора - первого за более чем полтора тысячелетия (!) собрания иерархов всех православных церквей. Варфоломей таким образом хотел войти в историю как патриарх, восстановивший давнюю традицию вселенских соборов.
В то же время Фанар давал понять Москве, что не будет вмешиваться в украинский вопрос. Однако буквально за месяц до Собора, проведение которого готовили около столетия (да, это сейчас не шутка. - Авт.), РПЦ внезапно меняет собственную риторику и отказывается от участия в нем. Кроме того, россияне подбивают на демарш еще три церкви: Антиохийскую, Болгарскую и Грузинскую. Несмотря на угрозы срыва, Собор таки состоялся, но из 14 церквей в нем приняли участие всего 10. И хотя на легитимности собрания это никак не сказалось, идеального всеправославного единства не получилось. Разумеется, Варфоломея это возмутило. Развязав в определенной степени руки в украинском направлении.
Вдруг дипломатический гений патриарха Кирилла куда-то исчез и благодаря его действиям теперь весь православный мир оказался на грани глобального раскола. У самого Кирилла - перспектива быть осужденными Синодом древних восточных патриархов. Прямо-таки повторение истории XVII века, когда московского патриарха Никона лишили сана восточные патриархи.
Провалил Кирилл и основные - им же анонсированные - реформы. Он обещал усиление роли верующих в церкви. Для этого создали так называемое Межсоборное присутствие. Это консультативно-совещательный орган, который в идеале должен нарабатывать реформы и быть площадкой для общения верующих-экспертов. Через него также планировалось получать фидбек по поводу церковной политики.
Однако со временем этот орган превратился в формальность. Его наработки не воплощаются, к советам экспертов церковное руководство не прислушивается. Межсоборное присутствие фактически использовали для выпуска пара церковных пассионариев, пока они еще были в РПЦ.
Кроме того, Кирилл предлагал административную реформу - увеличение епархий. Это преследовало две утилитарные цели. Во-первых, увеличить долю чисто русского епископата внутри РПЦ. Кирилл видел, что такую реформу еще в 2007 г. начали делать в Украине, разделив каждую епархию на две-три новых. Так увеличилось количество епископов, следовательно, и доля украинцев в руководящих органах РПЦ. Накануне Поместного собора, избравшего Кирилла, украинское епископство составляло треть (!) от общего состава архиереев Московского патриархата.
Уже после реформы в России украинская доля епископата упала до 20%. При том что в УПЦ МП за это время удвоилось количество епископов. То есть если бы не активные действия УПЦ МП, ее доля в Архиерейском соборе РПЦ вообще достигала бы 10%. И это не просто цифры, но голоса и возможность лоббировать свои интересы или блокировать невыгодные решения.
Следовательно, несмотря на внешнее единство, внутри РПЦ между Киевом и Москвой существовало скрытое соперничество.
Вторая причина увеличения количества епископов - желание вывести РПЦ в безальтернативные лидеры по количественным показателям. Мол, никакая другая православная церковь не имеет столько епископов, как МП. И как самая большая церковь она имеет право на определенные привилегии.
Однако это все реальные, глубинные причины, а вот публично цель реформы казалась гораздо более благородной - сделать архиерея ближе к людям. Мол, не может руководитель реально заниматься проблемами людей, когда у него около тысячи приходов. А вот когда будет сто пятьдесят двести - другое дело.
Однако эта благородная цель не была достигнута. В настоящее время около 15 епархий в России не имеют руководителей по нескольку лет. Однако существенно возросла финансовая нагрузка на рядовых священников.
К примеру, раньше тысяча приходов содержали одну епархию и одного епископа. У которого должна быть комфортная машина, архиерейские покои, квартира в Москве для участия в соборах, дача и большой гардероб богослужебной одежды разного цвета. А теперь епархию делят, и эта тысяча приходов уже должна содержать целых пять новых епископов, у которых те же запросы и потребности. С рядовых священников начали буквально выжимать деньги.
Так, финансовые поборы в РПЦ стали буквально главной темой всех поповских блогов и разговоров на кухнях.
В начале и админреформа, и создание Межсоборонного присутствия подавались как инициатива снизу. Но чем дальше, то патриарх Кирилл все меньше с кем-то советовался или к кому-то прислушивался. Он легко увольнял старых и почтенных епископов с должностей, даже не предупреждая их об этом. Трендом управленческих решений Кирилла стало то, что о своем увольнении человек узнавал из интернета. Так было со многими. Кирилл зачистил пространство не только от конкурентов, но и тех, кто просто позволял себе не соглашаться с ним. С достигшими карьерных вершин не благодаря ему, а до него.
Последним таким показательным увольнением была история митрополита Ювеналия, занимавшего Крутицкую кафедру (Московская область) с 1977 г., то есть еще со времен Брежнева. Он был постоянным членом Синода, происходил из клана никодимовцев и был достаточно влиятельным. Однако Кирилл все равно уволил его. И не только уволил, но и расформировал возглавляемую им епархию, чтобы даже структуры, которой руководил Ювеналий, не было.
Кстати, это еще одна характеристика Кирилла. Попадающих в опалу он не только увольняет, но и уничтожает целые институции. Когда Кирилл уволил своего многолетнего соратника Всеволода Чаплина, то также расформировал возглавляемый им синодальный отдел. Этакая месть - «не оставить камня на камне», как говорится.
Патриарх Кирилл легко лишается людей. За период его каденции сменилась целая плеяда фаворитов: Илларион Алфеев, Михаил Куксов, Сергей Чашин, Антон Севрюк, Алексей Туриков, и т.д. В далеком 2011 г. Кирилл откровенно признался, что не имеет друзей и что он одинок. Но во времена пандемии это одиночество существенно обострилось. Глава РПЦ месяцами не выходит из своего бункера в Новопеределкино, что в документах ФСО имеет оперативное название «Объект Скит».
Это многое объясняет в стиле его управления, который можно охарактеризовать одним словом - абсолютизм.
Кирилл мыслит себя церковью, как когда-то Людовик XIV считал себя государством.
Последнее проявление этого абсолютизма - патриарх отнял у Синода исключительное право назначать членов синодальных отделов. Это был финишный элемент в декорациях церковной демократии.
Патриарх Кирилл - сложная и противоречивая фигура. Продолжительность публичной карьеры позволяет легко найти взаимоисключающие тезисы в его речах. Личное мировоззрение главы церкви отражает судьбу не только РПЦ, но и целой России последнего полувека: советский конформизм, подъем времен Перестройки, идеологические колебания 90-х, националистическое цементирование нулевых и консервативное обронзовение десятых. В несколько уменьшенной карикатурной версии - это биография Всеволода Чаплина, когда-то ближайшего соратника Кирилла. Его жизнеописание имеет те же зигзаги, что и патриаршее - путь от либерала к консерватору, а затем, после многих лет верной службы, крайне циничное изгнание.
Нынешний патриарх рискует повторить судьбу своего подчиненного - Кремль может устранить его из-за ненадобности.
Дело в том, что минувшей осенью Кириллу исполнилось 75 лет - возраст, когда каждый архиерей РПЦ должен подавать прошение об отставке. С одной стороны, должность патриарха является пожизненной. Однако с другой, патриарх является правящим архиереем Московской епархии и должен подать заявление об отставке. Это определенная коллизия в уставе РПЦ.
Этим могут воспользоваться власти и инициировать отставку Кирилла руками контролируемой спецслужбами церкви. У Путина даже есть свой претендент - это Тихон Шевкунов, отвечающий формальным требованиям к кандидату в патриархи. А тут еще и греки со своим Синодом Пентархии, который может лишить Кирилла сана... Так что чертова дюжина патриарха может стать пророческой характеристикой понтификата Кирилла І. Тем более, что двое из 16 предшественников Кирилла не усидели на троне, а были сняты с должности либо светской властью, либо той же Пентархией. Так что исторические прецеденты не на стороне Гундяева.
Дмитрий Горевой, магистр религиоведения.
Больше информации на портале Антикор":
https://antikor.com.ua/articles/517375-chertovaja_djuhina_grahdanina_gundjaeva