Из утренней почты:
в продолжение темы
"епископ Антоний Азизов": иерей Альвиан: "Анониму о епископе Волгодонском Антонии.
Практически весь период служения в Ахтубинске мне посчастливилось находиться под его омофором. Сейчас я служу в Ставропольской епархии и никак административно не подчинён Владыке Антонию; так что никаких других мотивов написать данный текст, я не имею; кроме одного: я благодарен Владыке за всё то, что он сделал на Ахтубинской кафедре.
Постараюсь ответить на все претензии, обозначенные в анонимной публикации.
Национальность.
В анонимке читаем:
«Принял крещение в возрасте 19-20 лет, отец мусульманин», «так как вкупе с его прошлым, отцом и родственниками мусульманами, закрадываются сомнения, что этот человек попал в Церковь с целью деструктивной деятельности».
Среди св. отцов много подвижников, которые крестились и в более позднем возрасте. Были выходцами из исламской, языческой или какой угодно иной среды. Я считаю, что попрекать Владыку тем, что отец мусульманин - низко и подло. Тут я даже в полноценную полемику вступать не намерен. Анонимный автор сам себя этим унижает.
2. Образование.
«
Недостаток духовного образования виден невооруженным взглядом, все его проповеди это нарезки цитат святых отцов, которых он видимо нахватался в книжках или где то услышал». «С таким образованием, его уровень это преподавание в воскресной школе максимум».
Если архиерей обильно цитирует святых Отцов Церкви, это может быть лишь в похвалу архиерею. Настоящее церковное образование, это святоотеческое образование. Любой, кто слушал или читал Вл. Антония, может убедиться в его глубоком знании православного догматического богословия, церковной истории и канонического права. Окончил Православный Свято-Тихоновский Университет и получил диплом религиоведа. Данный диплом говорит о качестве церковного образования, которое недоступно во многих провинциальных семинариях. Также владыка окончил светский университет. Благо, что архиерей является членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, также часто выступает на иных публичных площадках. Любой желающий сам может ознакомиться с тем, насколько архиерей образован и эрудирован.
3. «Будки не построил».
Человек, который в своей жизни и будки собачьей не построил, никогда не был ни наместником монастыря, ни настоятелем храма, буквально вчера "научился креститься" учит жизни священнослужителей, которые годы трудятся на приходах, строят храмы и беспокоятся об их убранстве.
По поводу «вчера научился креститься» могу лишь сказать, что монашеский постриг Владыка принял 16 лет назад. До этого он окончил духовное училище и был послушником.
По поводу «будки» просто оставлю фото строительства духовно-просветительского Центра здесь.
И ещё фото с реставрации храма в с. Солодники:
Солодники до Вл. Антония
Солодники сегодня
Владыка на Ахтубинской кафедре непрестанно строил и восстанавливал различные церковные объекты.
4. Полномочия священника.
Аноним пишет: Следующим пунктом было утверждение, что священник на приходе " ни кто и ни что, и звать тебя никак". Нужно чтобы приходом управляли приходские общины, в том числе и финансовыми вопросами. Напомним, при советской власти приходами тоже управляли так называемые общины, состоящие из заядлых коммунистов, которые как правило выплачивали священнику зарплату в виде каких то копеек, а остальные деньги разворовывали себе, в итоге храмы стояли в упадке и запустении. Только когда дали священникам всю власть по управлению приходами, контроль над финансами тогда и храмы начали расцветать. Ни один меценат не будет даже разговаривать с бабушками из приходского совета.
По поводу: "ни кто и ни что, и звать тебя никак":
Объясните слишком образованному анониму, что «никто» нужно было писать слитно.
Зная глубокое чувство такта Владыки Антония, я убеждён, что он никогда не позволит себе такую лексику. Даже ставленнику никогда не скажет «никто и ничто, и звать тебя никак».
Теперь по сути претензии. Так чего же требует архиерей? Оказывается, минимального: соблюдения Устава Русской Православной Церкви.
В типовом приходском Уставе мы читаем:
10.1 Ревизионная комиссия является органом контроля за деятельностью Прихода.
(И т.д).
10.2 Настоятель и члены Приходского совета не могут состоять в близком родстве с членами Ревизионной комиссии.
10.3 В пределах своей компетенции Ревизионная комиссия:
- осуществляет контроль за надлежащим учетом кружечного сбора и составлением актов по кружечному сбору и по приему пожертвований наличными денежными средствами;
- проводит ежегодную инвентаризацию имущества Прихода;
- проводит по мере необходимости проверки наличия денежных средств, законности и правомерности их расходования, ведения Приходом бухгалтерского и налогового учета, использования по назначению поступивших от граждан (юридических лиц) пожертвований и иных целевых поступлений;
- проводит по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности Прихода, сохранности и учета принадлежащего Приходу имущества.
10.4 Ревизионная комиссия подотчетна Приходскому собранию.
Ввиду пространности документа, не буду его здесь целиком публиковать, но лишь скажу, что за хранение денег по Уставу на приходе отвечает казначей. Но, к сожалению, иногда так бывает, что священник сам у себя хранит все деньги храма и ими распоряжается. В таких случаях он порой начинает храмовые деньги путать со своими личными. А это коррупция.
В Ахтубинской епархии всё было строго по Уставу. Я успел послужить и настоятелем городского храма, и настоятелем сельского храма, и вторым священником. Рассказываю, как было.
Я как настоятель деньги не трогал. За деньги отвечала ревизионная комиссия. Если я купил 1000 кирпичей, я приносил чек казначею, та выдавала мне деньги на затраченную сумму. Если кто-то пожертвовал на окна для Воскресной школы 200 000 р, их опять же принимала казначей, оформляла приходный кассовый ордер. Если кто-то пожертвовал за крестины 500 р, - опять бумага. Если нам нужно было в конце месяца посчитать, сколько денег в кружках - собирали комиссию, которая эти кружки вскрывала и считала. По итогу вскрытия - приходник. Если мы хотели оказать помощь пострадавшей от пожара семье, мы вновь это официально оформляли через расходный кассовый ордер. Все денежные операции сопровождались соответствующими документами. Это мне не мешало просить деньги на стройку, или ещё на что-то. Просто, деньги проходили сразу через храм, а не через мой карман.
Сам же я получал зарплату в 25 000 р. Также пожертвования за те требы, которые я совершал вне храма: будь то освящение квартиры или соборование, я легально забирал себе.
В конце года на приходском собрании мы делали подробный финансовый отчет перед прихожанами и обсуждали дальнейшую стратегию развития прихода. Такой подход к бюджету помогал нам строить двухэтажное здание, расписывать стены храма, заказывать мебель и утварь для храма, тратить на молодёжные проекты.
Десятину средств мы жертвовали на епархиальные нужды. В свою очередь Владыка в конце года на епархиальном собрании делал подробный детальный отчёт о расходе епархиальных средств. У нас была касса взаимопомощи. Из неё платилась зарплата священникам тех сельских приходов, где было очень маленькое население. Огромная часть средств уходила на проповедь среди молодёжи. У нас несколько раз в год проходили молодёжные слёты. В них подростки и молодёжь за счёт епархии жили на территории турбазы, играли, общались, слушали беседы священников; впервые в жизни приходили на исповедь и Причастие. Владыка лично отправлялся с ними в плавание на лодках, ездил в паломнические поездки. Был всем для всех. Также мы принимали фестиваль «Братья» всероссийского масштаба. Именно на людей, на молодёжь, на строительство воскресных школ и образовательных центров тратились епархиальные средства.
Анониму о еп. Волгодонском Антонии, изображение №7
Анониму о еп. Волгодонском Антонии, изображение №8Анониму о еп. Волгодонском Антонии, изображение №
5. Из его слов стало ясно, что он хочет понравиться прежде всего людям. Для этого он отменил плату за соврешение крещения, сделав на пожертвование.
Автор сетует, что Владыка не благословляет ставить фиксированную цену за требы.
Процитирую выступление Владыки Антония на епархиальном собрании в Волгодонске (СОВЕТУЮ ОЗНАКОМИТЬСЯ):
«Устанавливать величину минимального пожертвования за совершение Таинства Крещения - не в духе того, что делал Иоанн Креститель и апостолы. Я предлагаю повсеместно в нашей епархии совершать Таинство за пожертвование, величину которого определяет сам человек».
И действительно. Задумайтесь. Как бы отреагировал апостол Пётр, узнай он, что священники требуют за крестины фиксированную сумму денег?
В с. Капустин Яр до моего назначения была фиксированная цена за требы. Я её отменил. Доходы от этого не упали. Следующий после меня настоятель цены вновь вернул. Доходы не выросли.
То же касается и Знаменска. До моего прихода требовали 700 р. за отпевание, после моего ухода требуют 1000 р. за отпевание. Но богаче приход не стал.
Когда пожертвование добровольное, кто-то неимущий не даст ничего, а кто-то состоятельный даст большую сумму, в итоге, уповая но Бога и добрых людей, мы без денег на зарплаты, стройку и т.п. не оставались никогда.
На себя Владыка тратил крайне мало. Он не тратил епархиальных средств на покупку автомобиля. Довольствовался тем транспортом, который ему предоставляли добрые люди. Я сам его не раз подвозил на своих Жигулях 7 модели. И сейчас он перемещается не на собственном авто. Не знаю, имею ли я право говорить настолько подробно о настолько личном.
Владыка всегда старался дать денег тем людям, которым их не хватало. Будь то священники, или простые люди.
Подводя итоги, скажу следующее. Я никогда ничего анонимно не публикую, т.к. с детства привык к ответственности за свои слова. Анонимная публикация настолько поверхностна, что автор даже не удосужился узнать, как пишется «Ахтубинск». Пишет «Ахтюбинск». Не разобравшись в вопросе как следует, автор склоняет читателя к осуждению. Верующим же Волгодонской епархии желаю не переживать по поводу назначения Владыки Антония. Уж поверьте: он не враг своей пастве. Со временем Вы в этом убедитесь.
иерей Альвиан".
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com
Поддержать дедулькин ЖЖ - проект "Альтернативная версия (без глянца и гламура) новейшей истории отечьего Православия" -
карта Сбербанка 5336 6903 6558 4608