4 декабря 2021 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 104-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. патриарх Кирилл:"...Мы знаем, что новая власть, понимая, что прямым фронтальным ударом по Церкви не достичь желаемой цели, не разрушить Православие, решила использовать другую тактику - создать параллельную «церковь». Вроде такую же православную, чтобы там были «иерархи», «священники», «диаконы», чтобы все эти люди служили в православных храмах, но чтобы у этих так называемых «православных» не было законной иерархии и они были просто ряжеными, назначенными быть «митрополитами», «архиепископами», «епископами» светской безбожной властью. И борьба Святейшего Патриарха Тихона была направлена не против гонителей напрямую, а в первую очередь против ряженых «митрополитов», «архиепископов» и «епископов», которые должны были сместить законную иерархию, а значит, лишить народ наш силы благодати Божией, которая передается в Церкви только в том случае, если Церковь хранит законное преемство от Церкви Апостольской, идущей от Самого Господа, если она возглавляется каноническими, то есть законными архипастырями, рукоположение которых идет от самих апостолов. Только в этой Церкви живет и действует Святой Дух. А власть решила создать квазицерковь, подобие Церкви, ввести в заблуждение народ, поставить не законную иерархию, а ряженых, чтобы люди поверили и пришли не к источнику жизни вечной, а к пустому колодцу. Вот такая была новая стратегия борьбы с Церковью - лишить ее благодати..."
отсюда С Его Святейшеством можно поспорить.
Обновленчество, как клерикальное движение,
существовало внутри Православной кафолической греко-российской Церкви,
(название с 1721 до 1917 года),
уже начиная с начала 20 века.
Это внутрицерковное движение,
получившее поддержку большевиков,
в силу своей полной лояльности советской власти.
И законное начало к его признанию
положил законный иерарх - Алексий Симанский,
епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии.
А именно тем, что снял в мае 1922 года (за)прещение в священнослужении
с протоиерея Александра Введенского,
наложенного на последнего митрополитом Петроградским Вениамином.
"Признаю потерявшим силу постановление митрополита Вениамина о незакономерных действиях прот. Александра Введенского и прочих упомянутых в послании Владыки Митрополита лиц и общение их с Церковью признаю восстановленными", - писал Алексий в своем воззвании, именуя себя "непосредственным и законным приемником Владыки митрополита Вениамина"
(Чельцов Михаил, прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг. // Минувшее: исторический альманах. М.; Спб., 1994. Вып.17. С. 442-443).
Алексий Симанский первым из российских архиереев
признал созданное протопопами,
обновленческое Высшее Церковное Управление
и был назначен ВЦУ возглавлять Петроградскую кафедру.
К концу 1922 года к обновленческому движению
примкнула уже большая половина российского епископата
и две трети из 30 тысяч действовавших в то время приходов.
ВЦУ было признано Константинопольским,
Александрийским и Иерусалимским патриархатами,
и они в "евхаристическом общении" с отечьими обновленцами,
пребывали вплоть до самых 40-х годов,
когда обновленчество было ликвидировано,
уже по решению тов. Сталина...