Из утренней почты:
в продолжение темы
"Чистопольская епархия": "Открытое письмо Свяятейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси
Ваше Святейшество!
К Вам обращается прихожанка из города Нижнекамск Татарской по поводу ситуации, сложившейся вокруг
епископа Чистопольского и Нижнекамского Игнатия в Татарстане. Прежде чем касаться сути вопроса, хочу представиться Вам, чтобы Вы имели представление, кто к Вам обращается.
До 40 лет я была не воцерковлена. Понятия о вере православной не имела, росла в учительской семье, и даже иконы у нас дома не было. Но старались воспитать нас честными, порядочными, уважительными людьми. О роде своем могу сказать следующее: дедушка моей бабушки в 1913-м году пешком ходил в Киево-Печерскую лавру отнести туда ящик с пожертвованиями, которые он собирал для Лавры. Было у него три сына и три дочери. Одна дочь была женой священника, которого в числе 30 священников в 30-х годах живыми закопали в землю в с. Рождествено напротив г. Самары через Волгу. Иерей Амплий. Другая дочь была монахиней. Один сын был старостой в церкви. Он, как и священник нашего храма, прот. Андрей Сенчуков, погиб безвестно в сталинских лагерях. Наш прадед был раскулачен, всего лишен, выслан; скитался, вернулся больным туберкулезом.
Родители мои о вере нам не говорили. Они воцерковились уже после того, как я, их дочь, уверовала и начала работать в церкви. Но в 40 лет я, наконец, прочитала Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, уверовала всей душой, и вот уже 31 год я милостью Божией нахожусь в лоне церкви, и мне посчастливилось поработать в церквах Нижнекамских в разных местах, и на клиросе, и в воскресной школе. Так что церковная жизнь в Нижнекамске все эти годы проходила на моих глазах и в какой-то степени при моем неравнодушном участии. Сейчас в силу старости и болезней я не могу быть полезной в делах церкви, оказалась несколько в стороне, и о последних событиях в церковной жизни Нижнекамска узнала уже с запозданием. Я узнала в общих чертах о конфликте между епископом нашим Игнатием и о. Виталием Кузьминым с о. Александром Колчериным. Узнала также, что многие жаловались на епископа Игнатия.
За 31 год церковной жизни знаю всех священников Нижнекамска, под их окормлением была и у них работала. Всем я обязана своим духовным просвещением и тем, что дали мне счастье в церкви поработать на разных местах, и на клиросе, и в воскресной школе. На моих глазах они строили церковь, возрождали церковную жизнь в городе. Много труда они понесли, много скорбей претерпели. Всю вражду и ненависть безбожного города выдержали. Сейчас их никого в городе нет. Появилось много новых священников, и многое изменилось к худшему.
Бывает, что на богослужениях читают и поют слишком быстро, как скороговорку. И даже Апостол и Евангелие читают неразборчиво, и люди уходят из церкви, не получив должной пользы для души. Панихиды служат слишком быстро и формально. Раньше на панихидах люди молились и плакали, а сейчас раз-раз и конец. Торопливая и быстрая речь священников, плохая дикция, непродуманные и поверхностные проповеди. И всегда они куда-то спешат. Раньше батюшки после богослужения выходили к людям, спрашивали, у кого какие вопросы, отвечали, разговаривали с людьми. Сейчас этого нет. А ходить в воскресную школу для взрослых не каждый имеет возможность.
31 год живя церковной жизнью, могу сказать: пастыри наши тоже нуждаются в пастыре, и твердая рука епископа для них необходима. И, если кто не боится Бога, так пусть хоть побаиваются епископа, чтобы не наглеть. На епископа Игнатия жалуются, что он перемещает настоятелей на другие приходы. А разве не может епископ в интересах церковного дела по своему усмотрению перемещать священников с места на место? Апостолов вон как гнали, и так они просветили весь мир. Если указанные отцы так хороши, пусть теперь они потрудились бы и на других приходах, сами построили бы храмы и настоятельствовали бы в них. Если построивших храмы можно было изгнать и сесть на их место, то почему нельзя стронуть этих, ведь они достаточно много лет сидят на чужих местах?
Наше мнение такое, что епископа Игнатия надо всемерно поддержать, даже если он в каких-то частностях и не прав, потому что он горячо взялся за дело Божие, искренне хочет искоренить злоупотребления в церкви и, конечно, это не нравится тем, чьи интересы задеты. Некоторые защищают не столько о. Виталия, сколько свое благополучие при церкви. И хотят запугать Правящего Архиерея жалобами, дать ему по рукам, чтобы он не смел делать замечания и применять меры к кому-то. Мы считаем, что архиерей должен быть защищен от нападок, чтобы он мог смело и спокойно продолжать свое дело по наведению порядка в своей епархии, не боясь ответных ударов.
Первые тяжелые годы, когда каждая копейка была нужна для строительства храмов, прошли. Строительства, как прежде, нет. А куда идут церковные деньги, которые жертвуют бабушки из своих скудных пенсий? В городе ходят разговоры, что православные священники очень богаты, что у них роскошные коттеджи, по несколько квартир в разных городах, машины, гаражи и т.д. Все они между собой сватья, братья и друзья, и круговая порука. А народ горестно молчит. А насчет недвижимого имущества некоторых священников: нельзя ли как-то расследовать это дело, и излишки, если они действительно есть, конфисковать в пользу церкви?
Новый епископ Игнатий Чистопольский и Нижнекамский - совершенно другой человек: искренний, простой, доступный, внимательный к нуждам людей. Весь народ его полюбил, но не полюбили наши батюшки. До этого они лет 20 фактически были бесконтрольны, а теперь они насторожились, подтянулись было: епископ спрашивает у народа, нет ли жалоб, не налагают ли на них бремена тяжелые и неудобоносимые? Однажды было так. Епископ, уже выходя из храма, приостановился и учил народ. А двое батюшек, оказавшиеся за его спиной, ухмылялись, глядя на это. Для них это казалось странным, чуть ли не юродством. Епископ этого не видел, но именно с этими священниками впоследствии вышел конфликт.
А ему опереться не на кого. Митрополит Феофан, призвавший его из Ульяновска в помощь себе, поддержку оказать ему не решился - слишком сильны и многочисленны оказались враги. Искренность, простосердечие, доброта, доступность для народа - для них это - странность. А стремление к богатству, власти, пренебрежение к людям - норма. И епископ Игнатий пришелся им не ко двору. Ничего удивительного! Ведь святитель Лука Войно-Ясенецкий тоже не понравился многим священникам в Крыму своей строгостью. И на него были жалобы. А он призывал их честно и добросовестно трудиться на ниве Божией.
И это не борьба с епископом Игнатием. Это борьба с духом православия в Татарстане. Жалобы эти - не голос народа. Это действует умный и сильный враг. А насчет недвижимого имущества некоторых священников: нельзя ли как-то расследовать это дело, и излишки, если они действительно есть, конфисковать в пользу церкви?
Обвинили епископа во всех грехах, облили грязью, опорочили перед руководством города, чтобы отбить у него всякое желание появляться у нас, а не только проявлять какую-либо инициативу!
Живя в Нижнекамске 46 лет, более 20-ти лет знаю некоторых, которые нынче восстали против епископа Игнатия. Если мы таким людям отдадим на съедение православного епископа, то кому еще захочется наводить порядок в своей епархии и вызывать на себя такой огонь?
Я уже пожилая, скоро предстоит стать на суд Божий. Я отвечаю за свои слова и очень прошу Вас, Святейший, прислушаться к ним, хотя я простая рядовая православная христианка. Я написала, зная ситуацию, и поделилась своими соображениями об этом. Вы, Святейший, разберетесь, где я права, а где, может, и нет.
Прошу простить меня за невежество, но мое письмо продиктовано желанием пользы для дела Божия. Простите, пожалуйста. Очень надеемся, что Вы, Святейший, разберетесь в нашей сложной ситуации. Остаюсь с искренним уважением и почтением, и надеждой на лучшее р.Б.".
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на kalakazospb@gmail.com